Экспериментальный советский танк: финны свинтили крышку люка
Прототип двухбашенного «здоровяка» ждала глупая травма – будь он человеком, мы бы сказали, что подвернул ногу. Танк застрял в тылу врага, но не стал трофеем.
Танк имени Кирова
Гражданская война в Испании поставила под сомнение эффективность всех танков Советского Союза – уж слишком распространилась в мире скорострельная противотанковая артиллерия малых калибров. И слишком хорошо она пробивала броню любого советского танка.
Выход был один – разрабатывать другие машины. Пятибашенный гигант Т-35 броню нужной толщины уже не тянул – получались какие-то заоблачные цифры по массе. Поэтому техзадание на разработку новой машины подразумевало танк небольших размеров и с меньшим количеством вооружения, но лучше защищенный. И с двумя, а не с пятью башнями.
К разработке подключили два ленинградских завода – Кировский и имени Кирова (да, речь о разных предприятиях). Один из них выдал Т-100, а другой – СМК, что означало… правильно, Сергей Миронович Киров.
СМК выглядел перспективнее – он оказался легче почти на 3 тонны, лучше бронирован, нес на себе более эффективное орудие Л-11 вместо Л-10. Но судьбу обеих машин – какая пойдет в производство, а какая останется лишь прототипом – должны были решить испытания.
СМК на испытаниях (thearmoredpatrol.com) |
Т-100 – основной конкурент СМК (waralbum.ru) |
Заводчане на фронте
Начались эти испытания в июле 1939-го и длились до ноября – СМК за это время успел проехать 1700 километров. В общем и целом у него все шло хорошо. Но тут подвернулся повод испытать двухбашенный танк в боевых условиях: началась Зимняя война.
Было решено отправить танк на фронт, и тут встал вопрос экипажа: кого сажать внутрь — военных или заводчан? С одной стороны, первые лучше готовы к войне, зато вторые знают устройство еще не пошедшего в серию танка.
В итоге экипаж скомбинировали. Командир, его помощник, наводчик и стрелок-радист – военные. К ним примкнули специалисты завода: мехвод и моторист с трансмиссионщиком.
Испытания боем
Боевая карьера СМК оказалась впечатляющей – хорошо бронированный танк успешно отражал все попавшие в него финские снаряды. Но недолгой – с 17 до 19 декабря 1939 года. Первые два дня все было хорошо – СМК и Т-100 держались. В тыл только отправили КВ – фактически однобашенную версию СМК с усиленным бронированием. Не потому, что плохо воевал, а потому, что удачным выстрелом ему прострелили ствол орудия – случайность.
СМК вскоре наехал на мину. Экипаж Т-100 по-товарищески закрыл обездвиженный СМК своей машиной – все пули и снаряды летели в Т-100. В это время механики СМК пытались починить гусеницу. Не вышло – были разбиты и катки.
Тогда 55-тонную машину пытались буксировать тем же Т-100. Тоже не получилось. В итоге экипаж СМК вывел из строя вооружение и перебрался в Т-100. Весь процесс спасения СМК, начиная с подрыва на мине и заканчивая отступлением на одном из прототипов, занял около пяти часов. Помощник командира был ранен. Перспективный танк остался на финской территории.
Гораздо дороже обошлась вторая попытка отбить секретный танк и все-таки отбуксировать его в тыл. Для этого была собрана группа из двух рот бойцов, семи танков Т-28 и артиллерии. Использовать толстокожий Т-100 не стали – рисковать еще одним прототипом танка никто не хотел. Дело закончилось неудачей: четверо убитых и десятки раненых.
Запоздавшее обретение
СМК на несколько месяцев оказался в глубине финских позиций. Неприятель к новой двухбашенной машине особого интереса не проявил – хотя активно эвакуировал в тыл подбитые танки Т-28. Видимо, финны не захотели возиться с 55-тонной и, скорее всего, экспериментальной машиной.
При этом финны подорвали днище СМК и уничтожили все оборудование, которое можно было уничтожить. Ходовую не тронули, да и корпус был в сносном состоянии. Захватить СМК удалось в феврале 1940-го, а эвакуировать только в марте – для этого понадобилось аж шесть трехбашенных Т-28.
Несмотря на все это, испытания были пройдены, вердикт вынесен – «заданным ТТХ соответствует». Но лучшее, как известно, побеждает хорошее, и в серию СМК не пошел. «Лучшим» оказался не он, а его однобашенная укороченная версия с более сильным бронированием – разработанный тем же заводом танк КВ. Именно он стал одной из главных сил Красной армии в первую половину войны.
СМК же был доставлен в Ленинград, но особого интереса в свете принятия на вооружение другой машины ни для кого не представлял. Восстанавливать его так и не стали, а после войны просто переплавили. В бою бы он уже не пригодился. А для того, чтобы расставлять по музеям танки 30-х годов, страна тогда еще не созрела.
| СМК | Т-100 |
Броня: лоб / борт / корма / башня, мм | 75 / 60 / 55 / 60 | 60 / 60 / 60 / 60 |
Макс. скорость | 35 км/ч | 35 км/ч |
Вооружение | 76-мм орудие Л-11, 45-мм орудие 20К, 4 пулемета ДТ | 76-мм орудие Л-10, 45-мм орудие 20К, 3 пулемета ДТ |
Масса | 55,1 тонны | 58 тонн |
Мощность двигателя | 850 л.с. | 850 л.с. |
Исторический анекдот от эксперта
В восьмидесятых годах прошлого века о боевой истории советских танков после многих лет замалчивания начали рассказывать подробнее. Но среди ценной информации попадались и байки.
Якобы завод, который поставлял броню для танка СМК, не прислал вовремя (кстати, обычное тогда дело) броневую крышку одного из люков. И тогда умелые рабочие Кировского завода в Ленинграде быстренько соорудили ее из подручных материалов. То есть - обычной малоуглеродистой стали, а не танковой брони. Крышку хотели заменить, как только завод «раскачается».
Но СМК пошёл в не слишком удачный бой – и именно эту крышку «свинтили» с танка финские разведчики. Причем трофей передали в Третий рейх, союзный Финляндии. Там провели анализ крышки и решили, что у «криворуких русских» весь танк сделан из «сырой брони». Красивая история начала кочевать из книги в книгу.
Однако по воспоминаниям Игнатьева, механика-водителя этого танка, он перед отправкой на фронт установил на танк полноценную крышку из брони взамен временной. Танк стоял в глубине финских позиций, и тащить только крышку не было необходимости. Так что легенда оказалась развеяна.
- Самые провальные танки XX века — тут.