Все семейство Жигулей: история появления Нивы
Историю ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 читайте тут, ВАЗ‑2103 и ВАЗ-2106 — тут
Когда встал вопрос о создании полноприводника, было два пути. Первый – не «изобретать велосипед», а создать классический рамный вездеход на жигулевских агрегатах с брезентовым верхом и подключаемыми передними колесами. Но выбрали второй путь.
От Жигулей использовали всё, что можно: от двигателя с коробкой передач до светотехники и приборов.
И родилась ВАЗ-2121, сверхновая суперзвезда — уникальная для тех лет машина. Ладный трехдверный несущий кузов с полноценным интерьером, постоянный полный привод, легковое поведение на ровной дороге – ничего подобного в мире еще не видели.
Нива стала главным локомотивом на внешнем рынке. И речь не только о странах соцлагеря – ВАЗ‑2121 под разными именами поставляли в Западную Европу, Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию. Нива доросла до суперзвезды – она встречалась на всех континентах (даже в Антарктиде), была героиней автоспорта и актрисой кино – ни один советский автомобиль не светился столько в зарубежных фильмах. Чего стоит одно её появление в «Невероятной жизни Уолтера Митти», где в Исландии на Ниве герои спасаются от извержения вулкана.
Конечно, понятие комфорта к Ниве применимо с оговорками. После Жигулей она шумнее, по салону гуляют трансмиссионные вибрации, воет раздатка. Расход больше, динамика хуже, максималка ниже. Но на фоне большинства внедорожников тех лет это был прорыв. И на проходимости легковое наследие не сказалось – на бездорожье Нива очень грозное оружие. Отличная «геометрия», понижающая передача и блокировка межосевого дифференциала.
Успех Нивы доказал, что в Тольятти могут создать свой автомобиль. Но совершенно новое переднеприводное поколение автомобилей по плану должно появиться в 1983 году. Значит, до этого времени нужно провести глубокую модернизацию Жигулей.
Четвертая, заключительная часть истории вазовской «классики» — совсем скоро у нас на сайте. Заходите почаще!
Редакция «За рулем» выражает благодарность администрации «Автомузей Моторы Октября» за помощь в организации съёмки. А также Дмитрию Соловьёву, Илье Чистову, Алексею Лыскину, Сергею Беляеву, Кириллу Симонову, Денису Изотову и Станиславу Гейибову за предоставленные автомобили.
- Ретротест сорокалетней Нивы ВАЗ-2121 читайте тут.
- Газовые упоры капота заметно упрощают процесс обслуживания автомобиля, при этом вы без проблем установите их самостоятельно.