Первый год России: выход 99-й, первая импортная АЗС, первые эвакуаторы
Новые модели АВТОВАЗа и тюнинг
Как раз в 1991-м в свободную продажу поступила новая модель Волжского автозавода – третья в семействе Самара – ВАЗ-21099. Установочную партию из 50 автомобилей собрали еще в декабре 1990-го. Седан с мотором 1,5 л тут же стал самой престижной моделью в линейке ВАЗа, мечтой многих, особенно молодых, граждан. Фраза «он купил девяносто девятую» звучала с уважением, а иной раз и с завистью.
В Москве на ВДНХ, тем временем, прошла выставка «Легковые автомобили СССР». На ней представили и несколько зарубежных версий вазовских моделей с незнакомым и необычным для неизбалованных советских покупателей дизайном. Это событие стало мощным стимулом к взрывному развитию отечественного тюнинга. Стремительно расплодились отечественные фирмы и фирмочки, сооружающие навесные детали практически для любого отечественного автомобиля, но в первую очередь именно для семейства Лада Самара. Но большинство ценителей прекрасно украшали свои машины самостоятельно, а их деятельность стали именовать «гаражный тюнинг». А в почте «За рулем» самыми многочисленными стали читательские вопросы типа: «Чем приклеить тюнинги на Ниву?»
Тогда же, в 1991-м, в производство запустили ВАЗ-21065 – вариацию до боли знакомой уже «шестерки», но с модными алюминиевыми бамперами от ВАЗ-2105, 5-ступенчатой коробкой передач и бесконтактной системой зажигания, как на Самарах. Машина вызвала интерес в том числе и потому, что внешне напоминала экспортные «шестерки» 1970-х – так называемые «канадки». Но делали ВАЗ-21065 в небольших количествах.
Первые официалы
В Москве открылся официальный дилер марок Volvo и Renault – совместное предприятие МТДС, созданное с советской стороны организацией Мосавтотехобслуживание. Автомобили и запчасти продавали исключительно за доллары, о внешнем виде которых многие граждане СССР по-прежнему имели довольно смутное представление. Зато работы по обслуживанию и ремонту иномарок все-таки можно было оплачивать рублями. Правда, тех самых граждан это не очень вдохновляло.
В городе Менделеевске, в Татарии, выпустили первую небольшую, но официально — товарную партию автомобилей новой отечественной марки Автокам-Рейнджер. Машины с непритязательным дизайном были сделаны на пространственной раме с пластиковыми панелями кузова, зато оснащены двигателями Ford рабочим объемом 1,8 л. Создатели эдакого кроссовера обещали, что вслед за заднеприводным автомобилем появится и полноприводная версия. Заявленный ресурс Автокама составлял аж 265 тысяч км! Но революции на рынке Автокам не совершил. В следующие пару лет производство мигрировало в разные города и переходило от одного владельца к другому, пока не прекратилось окончательно.
Иностранные бренды
В столице на Ленинградском шоссе появилась первая в стране иностранная бензоколонка — итальянской компании Nefto Agip. На АЗС завезли современное оборудование и даже открыли совсем уж не виданный прежде советскими гражданами магазин. Правда, в соответствии с реалиями жизни, всё это потребовало серьезной охраны. Бензин АИ-95 на колонке поначалу продавали лишь за валюту, более массовые сорта – за рубли. А некоторые неискушенные автомобилисты заезжали на АЗС, просто чтобы поглазеть на такое чудо.
Срок изготовления небывало комфортной туристической машины после оформления заказа составлял 150 дней. Заказов оказалось, разумеется, совсем немного – автобусы были баснословно дороги. Однако сам факт появления отечественной иномарки с громким именем вселял в сердца наиболее оптимистичных граждан определенные надежды. Официально производство этой модели О303 вели до 2001 года, но собрали всего 120 экземпляров.
Первые эвакуаторы
А в Москве, тем временем, появились первые восемь эвакуаторов ГАИ. Причем не каких-нибудь, а опять же марки Mercedes-Benz. Подешевле московские власти не нашли. Это событие вызвало бурное общественное обсуждение и, разумеется, возмущение. После бурных юридических дебатов о правах и обязанностях эвакуаторы стыдливо скрылись с московских улиц, их фактически отменили. Но потом, уже на новой исторической основе, узаконили вновь. А еще потом к ним все привыкли…
Фото: из архива автора