Личному автомобилю поможет разве что коронавирус

Экологические идеалы, по которым любой личный автомобиль - зло, укоренились в Европе в прошлом десятилетии. До нас поветрие «даешь экологию вместо чадящих машин» докатилось только теперь. Пока не до всех городов, но это лишь начало.

Дороги — сузить!

Велодорожки не первый год опоясывают Бульварное кольцо российской столицы, а в минус двадцать пять на Садовом в Москве проводят зимние велопарады. Мода, как беда: если уж пришла, отворяй ворота. И мы отворили. Настроили пустующих велодорожек, оснастили велопарковками детсады и больницы, удивительно, как забыли про велополосу у Госдумы и на въезде в Боровицкие ворота Кремля организовать. И сообщили всем, что велосипед теперь - ­лучший друг москвича.

Все шло хорошо, пока не случился коронавирус, посадивший всех по домам. Тротуары-аэродромы опустели, как и многочисленные лавочки и уличные шезлонги. Коронавирус временно уничтожил даже каршеринг. Здравомыслящим людям стало понятно, что наиболее безопасным видом транспорта теперь будет личный автомобиль.


Пандемия коронавируса могла бы вернуть уважение к личному транспорту, но тут пришли экологи-велосипедисты и перевернули шахматную доску.


Но едва растаяли последние сосульки, евроурбанисты начали активное наступление на улично-дорожную сеть крупнейших городов мира. Поскольку их представители уже давно засели в органах власти крупнейших городов, наступление позволило войскам урбанистов захватить новые плацдармы.

Так, мэрия Парижа заявила о желании переделать под велодорожки все центральные бульвары города. В Нью-Йорке решили в течение месяца сделать 40 миль (64,3 км) городских улиц полностью пешеходными, а в планах ­властей – запрет движения автомобилей на улицах общей протяженностью 160 км!

Расширить велодорожки, забрав крайние правые полосы у проезжей части, решились в Берлине, после чего последовать этому примеру собрались и в ряде других городов Германии. В Ливерпуле срочно будут построены более 100 км велодорожек, ради организации которых будут сужены основные дороги.

Скорость — ограничить!

Москва тоже вступила на скользкий путь ускорения велосипедизации всего живого. Активисты велосообществ столицы предложили оборудовать на самых оживленных участках (это 234 улицы, в том числе Садовое кольцо и Тверская, Ленинский и Ленинградский проспекты) временную или постоянную велоинфраструктуру, применить меры успокоения трафика и снизить ограничение скорости для личного автотранспорта на основных улицах до 50 км/ч, а на второстепенных улицах и всех улицах внутри Садового кольца – до 30 км/ч. И намекнули, что велосипедистам, в целом, мешают широкие улицы, по которым рядом «гоняют» ненавидимые ими машины.



Как абсурдно и апокалиптично выглядит эта утопия в реалиях окружающего мира, мне удалось увидеть возле больницы ГКБ № 40 в Коммунарке. Заботливыми проектировщиками не было предусмотрено в шаговой доступности ни одного парковочного места для посетителей больницы на 1000 коек, которая возведена в чистом поле! Зато у входа – пустая велопарковка, а территорию больницы опоясывает бессмысленная велодорожка, по которой онкологические пациенты с раком четвертой стадии (филиал ГКБ № 40 в Коммунарке планировался как больница с онкологической специализацией) должны, видимо, весело и бодро ехать на велосипедах по февральскому морозцу на химиотерапию.

Оголтелая мода не может существовать в отрыве от здравого смысла и реальных потребностей людей. Как бы ни был прекрасен кабриолет, вы не поедете на нем по февральской заснеженной Москве. И не помчите после химиотерапии из Коммунарки в Алтуфьево на велосипеде.


Но поскольку Москва всегда являлась примером для регионов, не удивлюсь, если мы увидим велодорожки за Полярным кругом и велопрокаты, терпеливо ожидающие туристов на знаменитых пляжах Баренцева моря. Упрямство, особенно подпитываемое значительными суммами бюджетных денег, может долго побеждать здравый смысл.


И все это на фоне того, что реально у нас востребован удобный и практичный транспорт. И это не велосипед, а хорошо защищенное от непогоды пространство с климат-контролем и обогревом сиденья. И чем старше будет становиться человек, тем сильнее ему будет необходим такой комфорт.

Впрочем, может, в прекрасной урбанистической утопии старость и болезни отменят? Но на ум приходит известный рассказ Джека Лондона, в котором стариков просто оставляли на съедение диким зверям: не такую ли участь приготовили урбанисты тем, кто не может передвигаться на велосипедах?

Автор: Пётр Шкуматов

Подпишитесь на «За рулем» в