8 невероятных фактов о любимой Chevrolet Niva

Правда ли, что японцы срисовали нашу машину? А французы затормозили разработку? Почему она такого размера? Отчего на ней поставили крест и как он оказался золотым? — если вы знаете все ответы, вы гигант!

1. 200 000 к 2020 году

В середине 80-х годов стало очевидным, что классическая Нива, выпускавшаяся с 1977 года, нуждается в серьезной модернизации или замене. В 1982 году министерство автомобильной промышленности СССР утвердило «Схему развития автомобильной промышленности на период до 2000 года». По ней ВАЗ должен был создать новый автомобиль малого класса ВАЗ–2123 с выпуском 65 000 штук в 1995 году и увеличением объема производства до 200 000 штук к 2000 году. И в августе 1986 года проектные отделы ВАЗа получили техническое задание на новый автомобиль.

Многочисленные варианты эскизов новой Нивы ВАЗ-2123.

2. Хотели как лучше...

Изначально автомобиль планировался как каркасный, с навесными пластиковыми панелями на пространственной раме, наподобие конструкции французского минивэна Renault Espace 1984 года. Тогда казалось, что будущее за такими машинами. И эта концепция надолго задержала появление прототипов новой Нивы.

Согласно первой концепции, новая Нива должна была получить пространственный силовой каркас с навесными пластиковыми панелями, как на Renault Espace первого поколения (200 000 экземпляров).

Создание автомобиля замедлило и то, что конструкторы пытались внедрить цепную передачу в раздаточной коробке, что сделало бы агрегат компактнее, легче и тише. Для этого вазовцы даже приобрели и изучали раздатку Mitsubishi Pajero первого поколения. Но необходимость существенно менять производство под новую конструкцию остановила инженеров. В итоге машина получила такую же трансмиссию, как у старой, — не слишком надежную и заунывно воющую.

3. Что японцы утащили с АВТОВАЗа?

Нетрудно заметить, что модель ВАЗ-2123 в первом воплощении стилистически очень похожа на ВАЗ-2110, «десятку», которую спроектировали в 1985 году. А еще точнее – на универсал 2111, выпускавшийся с 1997 года. И несмотря на то, что главным автором облика десятого семейства называют Владимира Ярцева, характерные для этой машины решения появились еще на первых эскизах новой Нивы Александра Белякова. В 1990-х Ярцев эмигрировал в Бельгию, где создал собственную дизайнерскую фирму. А Беляков в то же время уехал в Швецию.

Есть легенда, что в начале 90-х Волжский автозавод неоднократно посещали делегации японских автомобилестроителей. В конструкторском бюро японцы увидели проект будущей Нивы и вскоре за рекордные сроки сделали «по образу и подобию» Honda HR-V. Концепт под названием Honda J-WJ представили на автосалоне в Токио в 1997 году, и он впрямь похож на 2123. С другой стороны, Ярцев признавался, что первый эскиз «десятки» он нарисовал под впечатлением от закрытой демонстрации Volkswagen Passat B3 на Дмитровском автополигоне. И это не первый и не последний пример вдохновленного «заимствования» в автодизайне.

4. Споры про запаску

Валерий Семушкин, один из авторов первой Нивы, который тоже участвовал в конкурсе дизайна новой Нивы в 80-х (его концепция проиграла), впоследствии дорабатывал проект Белякова вместе с Георгием Ивановым. В частности, они убрали характерные «гребни» (аэродинамичные рейлинги, переходящие в спойлер) с крыши. Но когда макет из полистирола показали на техническом совете в 1991 году, он подвергся критике начальства – из-за очевидного сходства с 2111 (эту модель уже готовили к производству). Дизайнерам пришлось менять внешность автомобиля – в тех пределах, в которых они могли это сделать.

В 1999 году, накануне начала производства новой Нивы, Семушкин настаивал на изменении расположения запасного колеса. Но запаска никуда не переехала.

Семушкин сильно сопротивлялся размещению запасного колеса на задней (пятой) двери. Он хотел положить его под капот, как в классической Ниве, — ведь такое решение было «инженерно красивым». В качестве компромиссного варианта рассматривалось размещение запаски под днищем – так часто делают на современных кроссоверах, пикапах, внедорожниках. Но в итоге победил все-таки вариант с навесным колесом, как на джипах. Так было сделано ради большего полезного объема и хороших параметров геометрической проходимости. И несмотря на то, что позже Валерий Семушкин настаивал на изменении положения запасного колеса ради улучшения обзорности (и дизайна, конечно), запаска осталась на прежнем месте.

5. Габариты под конвейер, но не тот

Одним из главных новшеств Нивы второго поколения была увеличенная на 150 мм колесная база. Еще в середине 80-х с такой базой сделали несколько ходовых макетов (ХМ) на основе ВАЗ-2121. Новая машина могла быть и больше, но габариты ее кузова задавали изгибы конвейера в окрасочном цеху Волжского автозавода того времени. Тогда никто не знал, что это ограничение вскоре не будет иметь никакого значения.

Один из ходовых макетов ВАЗ-2123 – 2121 Нива с удлиненной на 150 мм колесной базой.

Модель 2123 представили только в 1998 году на Московском автосалоне. В том же году разразился экономический кризис, а в Тольятти относительно недавно начали производство десятого семейства и вкладывали в него все силы. На новом внедорожнике можно было поставить крест... Но так получилось, что крест появился позже и оказался золотым. После года мелкосерийной сборки опытно-промышленным производством ВАЗа на новинку обратили внимание представители американского концерна General Motors и инициировали создание совместного предприятия GM-АВТОВАЗ. Новая Нива получила эмблему Chevrolet в виде креста или стилизованной бабочки (с позолотой). А старую Ниву в то же время переименовали в Lada 4x4.

6. Что у Шнивы не нашего

Первый вариант решетки радиатора, с частоколом вертикальных прорезей, острословы окрестили «Днепрогэсом» из-за визуального сходства с бетонной плотиной. А некоторые видели в этой решетке американский след, в частности стилистику марки Jeep.

Из-за характерной формы решетку радиатора первой партии 2123 острословы назвали «Днепрогэсом». А вместо креста или бабочки на решетке – ладья на капоте. И прозвище Шнива появится позже.

Сейчас мало кто помнит, что Шнива (так автомобиль прозвали в народе) примеряла и импортные агрегаты – например, 1,8-литровый двигатель Opel Z18XE мощностью 122 л.с. и коробку передач Aisin AG5, как на Suzuki Vitara, и другие. Такая модификация под индексом 21236 называлась FAM-1. Ее выпустили тиражом в 1000 экземпляров. Но машина была втрое дороже обычной (538 000 рублей, или 20 300 американских долларов в 2006 году), и производство в 2008 году прекратили.

В 2009 году концерн GM заключил договор о рестайлинге Нивы с итальянским кузовным ателье Bertone. Итальянцы внесли в автомобиль 60 изменений, в основном косметические. Вскоре новая версия появилась на рынке под названием Bertone Edition и по цене, эквивалентной 17 000 долларов США.

Шнива, принаряженная знаменитым итальянским ателье Bertone, и впрямь смотрелась элегантнее обычной.

7. В каждом третьем билете

В отличие от первой Нивы, «снимавшейся» в массе фильмов, как наших, так и зарубежных, Шнива снималась в кино немного. Но зато, как утверждают владельцы машины, ее образ использован в билетах для экзаменов по Правилам дорожного движения – чуть ли не в каждом третьем!

Фанаты модели считают, что Шнива фигурирует чуть ли не в каждом третьем билете ПДД. Возможно, у кого-то из художников такая машина.

8. И снова Лада

В декабре прошлого года АВТОВАЗ выкупил 50-процентную долю концерна General Motors в GM-АВТОВАЗ и вернул себе право выпускать автомобиль под историческим названием Лада Нива. Рестайлинговый вариант должен быть представлен этим летом. Одобрение типа транспортного средства будет действовать до мая 2023 года.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Chevrolet Niva (20)

— Плохой автомобиль, не советую.
Chevrolet Niva  2005
/ срок владения: 6 месяцев - 1 год
Достоинства:
по сравнению с обычной Нивой -только еще 2 двери
Недостатки:
двигатель не тянет такую тяжелую конструкцию, багажника нет, самый ненадежный и прожорливый ВАЗ
Комментарий:
дастер значительно лучше
-35