Москвич-суперлюкс: СССР заплатил за дизайн $80 000
Делать «трудовые подарки» к очередному партийному форуму было нормой поведения любого трудового коллектива советской эпохи. АЗЛК не был исключением – надо было подготовить что-то новое к XXVI съезду, то есть к началу 1981 года.
Но действительно новый Москвич с передним приводом модели 2141 пребывал в ту пору исключительно в виртуальном состоянии – о пуске производства не было и речи. Пришлось применить старый проверенный способ: взять предыдущую модель, максимально приукрасить и объявить, что это «вариант Люкс». Именно так и появился на свет Москвич 2140 SL, который за глаза обозвали «суперлюксом».
Кока-Кола, Москвич и 80 000 долларов
Поначалу решили посотрудничать с американцами – мол, разработайте для нас дизайн! Представители ателье Raymond Loewy Design – те самые, что придумали модерновый дизайн бутылки Coca-Cola, – радостно кивнули, получили 80 000 долларов, но в итоге предложили проект, который московские заводчане забраковали. Американцы пожали плечами и пошли тратить деньги, а русским пришлось все делать самостоятельно.
Другая заграница
Производить буферы, сиденья, светотехнику и еще кое-какую мелочевку было экономически невыгодно: большие тиражи новым Москвичам явно не светили. Поэтому договорились с югославами и с ГДР: они поставляют нам нужные детали, а взамен получают готовые машины. Отметим также, что «суперлюксу» достались лицензионные карбюраторы Weber, которыми так гордились обладатели Жигулей, а также бошевский распределитель зажигания Р147 – тоже лицензионный.
Что еще новенького?
В журнале «За рулем» (№1, 1981) заместитель главного конструктора АЗЛК, представлявший новинку, отметил, что унификация с базовой моделью составила 94%.
Погоду делали стекла передних дверей без привычных форточек, а также необычные для нашего автопрома пластмассовые буферы. В передние были встроены подфарники с указателями поворотов – это тоже было в диковинку. Темная пластмасса, черненые дверные рамки, большие задние фонари, отсутствие колесных колпаков, черные молдинги – всё это, пусть и по капельке, но придавало древнему Москвич-408 довольно бойкую внешность.
Знатоки могли разглядеть и новые шины радиального типа МИ-166 – тогда это было очень круто. Из невидимых снаружи новшеств отметим измененное передаточное число главной пары – с 4,22 до 3,89. Благодаря этому SL должен был кушать примерно на пол-литра бензина меньше, чем его «обыкновенные» коллеги.
Дигитальные часы
Салон «суперлюкса» переделали основательно.
Многие приборы уступили место лампочкам. Зеркала можно было регулировать из салона. А в статье журнала «За рулем» был упомянут совсем уже необычный прибор: дигитальные часы! Это сегодня цифровые часы продают в любом переходе, а сорок лет назад решение было передовым. Во всяком случае, в других легковушках – даже в вазовских! – такого не было.
Дигитальные часы показывали не только время, но также и дату, а еще могли работать в режиме секундомера.
Версия для ралли
В 1983 году раллийная версия Москвича 2140SL прошла омологацию и получила название AZLK 1600 SL RALLYE. Ее зарегистрировали по международной группе А6 (до 1600 куб. см). Машина обрела форсированный двигатель объемом 1,6 литра мощностью 145 л.с., передние дисковые тормоза с четырехпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости и т.п. В чемпионах машинка не ходила, но выглядела неплохо. Так, в знаменитом финском ралли «1000 озер» 1984 года автомобиль под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачете группы А.
Купить запчасть? Ну-ну…
А вот об этом лучше не вспоминать. Во времена, когда практически любая кузовная деталь была дефицитом, треснувший буфер «суперлюкса» легко превращал жизнь владельца в трагедию. В продажу они вообще не поступали, а потому приходилось как-то чинить, латать и т.п. В такие секунды, наверное, многие жалели о том, что польстились на «суперпижона», а не на обычный Москвич, который стоил тогда процентов на десять дешевле.
Между тем машинка всем понравилась. В сентябре 1986 года именно «суперлюкс» стал четырехмиллионным автомобилем, выпущенным московским заводом.
Всего же до 1987 года было построено 170 700 таких автомобилей, после чего стало окончательно ясно: с такими машинками пора завязывать не только для экспорта, но и на внутреннем рынке. Близилась переднеприводная эпоха.
Приобрести такую машинку можно и сегодня. Владельцы SL просят за «раритеты» примерно 150–260 тыс. рублей.
Фото: из архива «За рулем»