5 веских поводов нажаловаться на инспектора ДПС
Любой инспектор в служебное время должен руководствоваться требованиями ФЗ «О полиции», КоАП РФ и Административного регламента ГИБДД. Но часто сотрудник ДПС помнит лишь о своих правах, случайно и на время забывая про обязанности. В этом случае доказывать что-либо стражу порядка не имеет смысла — эффективнее будет направить жалобу руководству. Только помните, что ваши претензии должны быть обоснованными. Вот несколько весомых поводов для жалобы.
1. Инспектор вам нагрубил
Хамство — понятие растяжимое, и, чтобы не допускать разночтений, Административный регламент ГИБДД предписывает инспекторам определенную модель поведения с водителями.
«43. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, тактичным, обращаться к ним на „Вы“, проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания»
«44. При разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от:
- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
- грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
- оскорбительных выражений или реплик;
- действий, провоцирующих противоправное поведение»
Если вы понимаете, что в разговоре с вами инспектор вышел за рамки дозволенного и позволил лишние слова (интонации, к сожалению, к делу не подошьешь), можно напомнить ему эти выдержки из Административного регламента. Не помогло? Пишите на инспектора жалобу. Только не пытайтесь победить инспектора его же оружием. Оскорбление представителя власти — не высокопарное выражение, а статья 319 УК РФ. Она предусматривает штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года. Не тот результат, на который вы рассчитывали.
2. Инспектор «устроил засаду»
С вступлением в силу Административного регламента ГИБДД в 2017 году большинство инспекторов больше не практикуют посиделки в кустах — документ это запрещает. Но любители внезапного появления на обочине среди правоохранителей все равно остались. Если вам «повезло» на таких, ссылайтесь на пункт 63 Административного регламента:
«При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения, и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются»
В этом же пункте Административного регламента есть интересная ремарка, которая теоретически может дать инспекторам почву для злоупотреблений:
«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети»
Так что при составлении жалобы на инспекторов ГИБДД, притаившихся за поворотом, ваша задача доказать, что это было сделано умышленно и никак не из соображений безопасности. Лучшим помощником может стать запись с видеорегистратора или мобильного телефона.
3. Инспектор преувеличил наказание за нарушение
Часто недобросовестные сотрудники ГИБДД умышленно преувеличивают тяжесть наказания за нарушение ПДД. Логика проста: надо напугать крупным штрафом или, например, снятием номеров, а затем предложить уладить ситуацию иным способом. Почувствовали подобный прессинг со стороны инспекторов? Возьмите паузу, залезьте на сайт «За рулем» и выясните, что именно вам грозит. Если налицо нестыковки с тем, что говорит инспектор, это весомый повод позвонить по телефону доверия ГИБДД (его номер указан на бортах автомобиля инспекторов). Как правило, на этом попытки развода заканчиваются. Но отбить у нерадивых инспекторов тягу к сочинительству (окончательно или хотя бы на время) поможет только жалоба руководству.
4. Инспектор не разъяснил вам права при составлении протокола
В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении инспектор обязан разъяснить вам ваши права, предусмотренные статьями 25.1 КоАП РФ и 51 Конституции. Но, видимо, для экономии времени инспекторы часто пренебрегают этим правилом и только просят водителя поставить подпись в графе «права разъяснены». Это является серьезным нарушением, ведь если вам не разъяснили права, то вы не могли воспользоваться ими в должной мере. Отсюда вывод: требуем у инспектора подробно разъяснить ваши права, а если этого не происходит, делаем в протоколе запись «права разъяснены не были». Ну а потом снова садимся за сочинение жалобы.
Имейте в виду: Если инспектор ГИБДД не разъяснил вам ваши права и это зафиксировано на патрульный видеорегистратор и (или) отражено вами в протоколе, то такой документ признается недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении. В этом случае оно прекращается.
5. Инспектор не внес в протокол важные сведения
Составляя протокол об административном правонарушении, инспектор обязан помимо общих данных указать также «иные сведения, необходимые для разрешения дела» (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. — Прим. ред.). К таковым могут относиться, например, показания свидетелей, запись видеорегистратора или же наличие на соседнем доме камеры видеонаблюдения, которая зафиксировала момент аварии или нарушения. Если инспектор отказывается делать пометку об этих самых «иных сведениях», нужно сделать это самостоятельно в протоколе. Так и пишем: «Инспектор ГИБДД отказался зафиксировать наличие видеозаписи/показаний свидетелей/вещественных доказательств» — не забудьте указать, каких именно! Доведите эту информацию до вышестоящего руководства сотрудника ДПС. Ведь нежелание делать свою работу добросовестно — одно из грубейших нарушений, которые только может допустить представитель власти.
Куда и кому жаловаться?
В действительности поводов пожаловаться на неправомерные действия инспектора ГИБДД, конечно же, намного больше. Однако алгоритм подачи заявления примерно один и тот же. Вы можете направить жалобу в одну из следующих инстанций (или сразу в несколько):
- в устной форме по телефону доверия, указанному на патрульном автомобиле
- по месту работы инспектора ГИБДД
- в суд с заявлением о признании действий инспектора незаконными
- в районную прокуратуру
- в территориальные следственные органы (только в том случае, если в отношении вас было совершено преступление — например, незаконное задержание или насилие)
В жалобе необходимо лаконично (многостраничный рассказ с размытым содержанием ни к чему) изложить претензию, ссылаясь на подходящие выдержки из нормативно-правовых актов. Скорее всего, придется изучить положения КоАП РФ, Административного регламента и ФЗ «О полиции». Другой вариант — обратиться к адвокату или автоюристу и вместе с ним составить текст документа. Рассчитывать на быструю победу обычно не приходится, ведь руководство ГИБДД и наши суды не привыкли верить доводам автомобилистов. Так что лучше заранее быть готовым потратить время и силы на хождение по инстанциям. Но уж если вы решили отстаивать свою правоту, идите до конца.
Жалоба рассматривается в срок не позднее 30 дней с момента подачи. В исключительных случаях он может быть продлен еще на 30 суток (п. 341 Административного регламента ГИБДД).
И что будет дальше?
Если по результатам рассмотрения жалоба была признана обоснованной, инспектор ГИБДД привлекается к дисциплинарной ответственности (например, в виде выговора). Об этом вас известят письменно по почте.
Выяснить, был ли на самом деле инспектор привлечен к дисциплинарной ответственности, не получится. На бумаге ситуация может выглядеть одной, а по факту быть другой. Особенно придирчивые иногда требуют у руководства инспектора ГИБДД ознакомления с материалами служебной проверки. Но обычно это заканчивается отказом — внутренние документы Госавтоинспекции не подлежат ознакомлению гражданами.
Мнение эксперта
Общество и госорганы являются сообщающимися сосудами, и чем больше будет обоснованных жалоб, тем выше будет уровень порядка в системе МВД. Сейчас у многих инспекторов прослеживается безответственное отношение к своей работе, поскольку они понимают, что большая часть граждан даже не будет жаловаться. Многие случаи нарушений просто не доходят до разбирательства, поскольку люди не готовы отстаивать свои права в порядке, предусмотренном законом.
Фото: ТАСС