Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМ

Солидный, элегантный автомобиль стал одним из символов послевоенного промышленного подъема СССР. Несущий кузов, гидромуфта, передние тормоза с двумя цилиндрами на каждое колесо, а главное — стиль.

ЗИМ (Завод имени Молотова), он же ГАЗ‑12, – первый в истории горьковский автомобиль с изображением оленя на эмблеме. Машину спроектировали в рекордные сроки – чуть более чем за два года. Предназначена она была, в основном, для советской и партийной номенклатуры в качестве служебной. Ее, правда, продавали, но покупателей на дорогущий седан было ничтожно мало.

Первые товарные седаны собрали осенью 1950 года, а на конвейер модель поставили весной 1951‑го. Солидный, элегантный седан получил ряд передовых для нашего автопрома технических решений. Да и не только для нашего.

ГАЗ‑12 ЗИМ в 1950 году выглядел свежо и элегантно, менее помпезно и более современно, чем ЗИС‑110, основные мотивы дизайна которого заимствовали у предвоенного Паккарда. ЗИМ не повторял ни один американский аналог напрямую, но некоторые элементы: скажем, капот, решетку радиатора, бамперы с массивными клыками, хромированный молдинг – сделали, конечно, под влиянием заокеанской стилистики. Кстати, большинство американских машин тех лет, даже разных концернов, тоже были похожи друг на друга.
Салон ГАЗ‑12 сделали в общей американизированной стилистике тех лет. Причем панель приборов и верхняя часть дверей были оформлены под дерево. Машина имела часы, радиоприемник и – впервые для завода ГАЗ – руль с хромированным кольцом звукового сигнала, позднее перешедший и на Победу.

Партсобрание

ГАЗ‑12 ЗИМ с гидромуфтой в трансмиссии и передними тормозами с двумя цилиндрами на каждое колесо для советского автопрома был передовым. А несущий кузов – прогрессивным даже по сравнению со многими зарубежными аналогами. Горьковские инженеры и художники, как и при создании Победы, умело приспособили к своим производственным возможностям и местным условиям эксплуатации ряд современных технических и стилистических идей.

Семиместные седаны делали в относительно небольших количествах. До 1960 года собрали всего 21 527 машин, включая модификации для такси и службы скорой помощи.

  • Родословная легендарного рижского микроавтобуса РАФ=977 — в этой публикации.
  • Как появилась и умерла Таврия, читайте тут.
  • Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт,? Об этом узнайте по этой ссылке.
  • Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
  • Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
  • Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
  • Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
  • Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
  • Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
  • С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.
  • Столкнулись с проблемой обледенения стекла и щеток? Воспользуйтесь щетками с подогревом BURNER! А чтобы боковые стекла оставались чистыми, приобретите водосток лобового стекла.


Не хватает места в салоне? Приезжайте в наш магазин — подберем недорогой багажник на крышу, посоветуем автобокс.


Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в