Новое пришествие: Россия будет ездить на китайских автомобилях?
Ассоциация европейского бизнеса опубликовала очередной отчет о продажах легковых и коммерческих автомобилей в России. Среди вполне понятных и ожидаемых цифр в этом отчете есть и выбивающиеся из общих тенденций моменты.
Большинство брендов, представленных в России, в сентябре 2020 года показали рост по сравнению с сентябрем прошлого года. Особенно эта ситуация заметна в верхней части рейтинга - увеличили продажи Lada, Kia, Hyundai, Volkswagen, Skoda. А вот сравнение периодов январь-сентябрь нынешнего и прошлого годов показывает другую картину: лидеры в минусе - все те же, что указаны выше, за исключением Шкоды (чешский бренд все же в плюсе на 6%), но с добавлением Toyota.
Да и в нижней части рейтинга ситуация та же - пандемия одинаково сказалась почти на всех. В этом «почти» и кроется тенденция, которую пока, кажется, никто особо не замечает: китайские бренды вновь атакуют! Несмотря на всю специфику 2020 года (или использовав ее во благо?), сразу пять марок из Поднебесной показывают стремительный рост.
В 2020 году с января по сентябрь продажи Haval повысились относительно того же периода прошлого года на 66% (к настоящему моменту продано 11 647 автомобилей), прирост у Geely составил 54% (9741 шт.), у Chery 50% (6365 шт.), у Changan — 268% (это не опечатка, они продали в России 4809 машин против 1306 годом ранее), у FAW - 95% (1868 шт).
Если сравнивать продажи именно по сентябрю, то лидер этого месяца среди китайских марок, бренд Geely, продал 2178 автомобилей, тогда как годом ранее - всего 803 авто; рост, таким образом, составил 171%. Еще три бренда - Chery, Haval и Changan - реализовали в этом сентябре больше 1000 автомобилей каждый, а ведь еще год назад им это не удавалось. В самых быстрорастущих по итогам сентября - опять Changan, рост 230%.
Сравните эти цифры с сентябрьскими успехами лидеров рынка: у АВТОВАЗа плюс 12%, у Kia плюс 6%, у Hyundai плюс 15%. Ситуация за три квартала (январь-сентябрь) и того интереснее: как мы уже сказали, относительно прошлого года большинство марок пока в минусе. И в то время, когда даже легкий рост продаж (пожалуй, самым значимым примером тут так и останется вышеупомянутая Шкода с ее 6%) воспринимается как редкостная удача и результат кропотливой работы, темпы роста у китайских компаний в России выглядят сенсационно.
Конечно, по абсолютным цифрам до лидеров рынка китайцам еще далеко, ни одной модели из Поднебесной по-прежнему нет в топ-25, и тройка лучших тут кажется совершенно незыблемой: Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio. Но по итогам девяти месяцев 2020 года две китайских марки в первой двадцатке: Haval на 17-м, а Geely на 19-м местах. И их продажи, как можно заметить, уже далеко не штучные. Haval, например, теперь продается в России лучше, чем Audi...
Не конкуренты? Что ж, потенциальные соперники в лице Mazda находятся от Haval примерно на расстоянии еще одного такого же рывка, который случился у китайцев в 2020-м.
Разумеется, все будет зависеть от того, куда дальше повернет ситуация. Будет ли вторая волна пандемии? Как во время нее будут чувствовать себя в России различные бренды? А возможно, пандемия вовсе ни при чем, просто в Китае научились делать востребованные у нас машины? Аналитикам остается лишь ждать отчета АЕБ за последний квартал 2020 года. А автомобилистам, присматривающимся к новым автомобилям, — делать свои выводы.
- Кстати, российские дилеры перечисленных марок недавно высказали свое мнение о том, почему машины из Китая стали популярнее.
Фото: Нaval, Geely, Chery, Changan, FAW