Аккумулятор народного потребления

В старые советские времена многие крупные «закрытые» заводы выпускали так называемые товары народного потребления.

И покупатель порой не догадывался, что его кофемолка — побочный продукт производства ракетной техники, а алюминиевая лодка — ближайший родственник стратегического бомбардировщика. Вполне достойные товары выпускала советская «оборонка» — технологии нужные были, сотрудники квалифицированные, контроль качества серьезный... Мы нашли такой товар сейчас, в наше время. Причем в сегменте, который казалось бы перенасыщен отечественными и импортными брендами — на рынке автомобильных аккумуляторных батарей.

Если попросить опытного автомобилиста назвать несколько марок популярных аккумуляторных батарей, среди них вряд ли будет марка WPR. Ее производитель — Курский аккумуляторный завод (группа компания «КАЗ») — одно из крупнейших и старейших предприятий отрасли. Его продукция — промышленные и специальные батареи — хорошо известна в профессиональных кругах. Да и по выпуску автомобильных аккумуляторов ГК «КАЗ» один из лидеров. Только делали и делают их, в основном, по заказу сторонних организаций. Например, популярные аккумуляторы Forse производят именно здесь, в Курске.

Теперь аккумуляторный гигант выводит на рынок автомобильные батареи под собственной маркой — WPR. Давайте знакомиться?

Что такое WPR?

В производственной программе — две линейки батарей: WPR и WPR EFB. Первые относятся к классу современных «малообслуживаемых» батарей, именуемых в народе кальциевыми. Такие отличаются низким саморазрядом, не имеют склонности к быстрому разложению воды на газы, а значит не требуют частого контроля уровня электролита. Отдельно стоит отметить ряд технических особенностей курских батарей. Электроды (в народе – «пластины») аккумуляторов WPR выполнены по просечно-растяжной технологии. Такие электроды тоньше, а количество их в батарее увеличено. В составе решетки, кроме кальция, присутствует олово. Оно повышает коррозионную стойкость электродов, а значит и долговечность батарей. Специальная добавка в электролит позволяет аккумулятору легче переносить глубокий разряд, улучшает пусковые свойства в холодное время года. В отрицательных электродах используется уникальная углеродная композиция. Ее применение повышает скорость приема батареей заряда и улучшает работу при низких температурах.

Корпус батарей WPR выполнен из ударопрочного кислотостойкого полимера и сохраняет свои свойства даже в лютые морозы — до -50 градусов. А настоящие «северные» аккумуляторы в Курске делать умеют. Почему — расскажем ниже.

Как видим, даже «простая» кальциевая батарея WPR не так проста. А ведь есть еще и продвинутые аккумуляторы WPR EFB.

Вообще-то, технология EFB (улучшенная залитая батарея) была придумана для автомобилей, оснащенных системой «стоп-старт». С режимом, когда приходится часто крутить стартер, а при остановках двигатель не работает и заряда не происходит, обычные батареи не справлялись. Мощные AGM аккумуляторы оказались очень дороги. Вот инженеры и усовершенствовали обычную «мокрую» батарею. Основное усовершенствование заключается в особой конструкции электродов (они здесь более толстые и содержат в активной массе специальные добавки) и использование синтетического армирующего материала на поверхности электродов для предотвращения оплывания активной массы.

EFB — батареи отличаются повышенной стойкостью к глубоким разрядам, высокими пусковыми характеристиками, очень быстрым приемом заряда, и... разумной ценой. Такое сочетание показателей сделало их популярными и среди владельцев обычных автомобилей, мотор которых не глохнет на каждом светофоре. А уж для использования в холодном климате, для городских поездок с долгими простоями в пробках, для машин, оборудованных мощными дополнительными потребителями электроэнергии, — EFB батареи просто незаменимы.

Аккумуляторы WPR EFB обладают всеми преимуществами этого типа батарей.

«Неизвестный» завод

Курский аккумуляторный завод первую продукцию выпустил в далеком 1944 году. До начала 2000-х гг его аккумуляторные батареи использовались в советской (а позднее — российской) космических программах. Сегодня это крупнейшее предприятие полного цикла по производству АКБ. Здесь производят сплавы для решеток и пайки электродных пластин, занимаются вторичной переработкой старых батарей, отливают полипропиленовые корпуса. Завод оснащен по последнему слову техники, в производстве широко используется технологическое оборудование ведущих мировых производителей.

Последняя технологическая новинка и предмет гордости заводчан — участок формирования батарей с циркуляцией электролита. При зарядке высоким током электролит циркулирует внутри батареи и охлаждается в специальных внешних емкостях. В отличие от старой технологии, когда заряжаемые батареи охлаждались в специальных ваннах, здесь зарядка идет вдвое быстрее, нет риска перегрева батарей, практически нет выбросов электролита в виде аэрозоля. Это выгодно производителю, экологично и... полезно для потребителей. Заряд высоким током улучшает электрические характеристики АКБ, а отсутствие кислотного аэрозоля исключает возможность окисления внешних частей батареи.

Кроме стартерных свинцово-кислотных АКБ завод производит и промышленные, емкостью до 2600 А.ч, никель-кадмиевые и никель-железные щелочные батареи. Кстати, по производству щелочных батарей предприятие №1 в России.

Продукция КАЗа хорошо известна железнодорожникам и работникам метрополитенов, шахтерам и энергетикам. Аккумуляторы курского завода поставляются на конвейеры производителей легковых и грузовых автомобилей и... армию. КАЗ — поставщик Министерства обороны. Тут производятся батареи для колесной, гусеничной, специальной и бронированной военной техники. В том числе и для использования в арктической зоне (вот откуда морозостойкие корпуса «гражданских» батарей). Военный заказ — это жесткие технические требования. Это специальные технологии: двойные армированные корпуса батарей, система подогрева электролита. Это военная приемка, а значит строжайший контроль качества продукции.

А для всех желающих на заводе выпускают стартерные автомобильные батареи — этакий «товар народного потребления». Причем выпускают их много – Группа компаний «КАЗ» занимает второе место в стране по производству таких аккумуляторов. Но, в основном, под чужими торговыми марками. И вот, наконец, стартовал собственный бренд — батареи WPR и WPR EFB. Опыта сотрудникам КАЗа не занимать, производственных мощностей достаточно, оборудование — самое современное, товар предлагается достойный. Остался последний и очень важный шаг — завоевать доверие потребителей, стать производителем, известным не в узких, а в широких кругах. Пожелаем Курскому заводу его батареям WPR и WPR EFB успехов в нелегких битвах за рынок.

Технологиями по заблуждениям

В беседе со специалистами Курского аккумуляторного завода неожиданно всплыла тема, старая, как черный обслуживаемый аккумулятор. Мол пластины в современных батареях тонкие, свинца мало, работать такая АКБ не будет — умрет в первую зиму. И вообще: хороший аккумулятор — тяжелый аккумулятор! Да, заблуждения вещь живучая...

Ну что тут сказать — времена меняются, а с ними меняются и технологии. Поверхность современных «тонких» электродов зачастую больше, чем у их «тяжелых» предков. Существующие технологии производства позволяют изготавливать такие электроды с высокой точностью, прочностью и коррозионной стойкостью. Применение специальных добавок в активной массе и сплавах решеток увеличивает срок службы электродов, повышает их коррозионную стойкость и активность. По удельному показателю емкость/масса сегодняшние батареи заметно эффективней аккумуляторов прошлых поколений. То есть, сейчас все АКБ – «легкие». А электрические характеристики батареи и ее долговечность зависят в первую очередь от применяемых материалов и технологий. И от качества изготовления, конечно. Так что весы, отправляясь за новым аккумулятором, можно с собой не брать.

Подпишитесь на «За рулем» в