Новый техрегламент: как теперь ремонтировать машину?
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» – скучнейший документ. К сожалению, именно он определяет, в каком состоянии должны быть все автомобили на дорогах – новые и старые. По его постулатам на техосмотре машину могут забраковать, а инспектор ДПС имеет право придраться к оснащению. Поэтому пакет поправок на 260 страницах, внедряемый сейчас, так или иначе коснется всех автомобилистов. Автор пакета – НАМИ – сообщил нам, что поправки вступят в силу в конце 2021 года после согласования на всех уровнях.
Изменения необходимы, чтобы привести регламент (он общий для стран Евразийского экономического союза) в соответствие действующим правилам ООН, касающимся безопасности транспортных средств – они тоже эпизодически меняются. А заодно – нашим новым внутренним нормативам. Из-за быстрого развития технологий в автомобилестроении многие ГОСТы стремительно устаревают и нуждаются в модернизации – например, касающиеся светотехники.
Большинство поправок в «пакете № 3» – уточнение и корректировка различных требований и пунктов. Но есть ряд новых постулатов. И далеко не все из них приятные для нас.
Старина и самоделки
В списке определений появилось «старинное транспортное средство». Это такое ТС, с даты выпуска которого прошло 50 и более лет, с оригинальным двигателем и кузовом, сохраненное или отреставрированное до оригинального состояния.
Странно, но формулировка не согласуется с вышедшим весной ГОСТом «Транспортные средства раритетные и классические», где описание раритетного ТС такое же, но при этом нет слова «старинное», а порог возраста для мотоциклов и легковушек другой – 30 лет.
Также впервые вписаны в регламент самоделки и некоторые требования к ним. Отныне это «транспортное средство, являющееся результатом индивидуального технического творчества» физического лица (не юридического!), изготовленное из подручных материалов, как правило, компонентов других транспортных средств.
Если у нас ещё остались самодельщики, то жить им будет труднее, поскольку потребуется оснащать самоделки иммобилайзером, фронтальной подушкой безопасности для водителя и минимум двумя детскими креплениями Isofix.
А если самодельщиков не осталось, то для кого все эти требования? Из известных самоделок последнего времени на ум приходят только родстеры Крым, но их разработало не физическое лицо, а целый МГТУ им. Баумана.
Разрешенный чип-тюнинг
Одна из поправок расширяет понимание того, что такое «внесение изменений в конструкцию транспортного средства». Среди прочих добавлены слова: «включая перепрограммирование, замену, настройку электронных блоков управления, не предусмотренные изготовителем». Чип-тюнинг теперь официально вне закона?
Вроде нет. Далее следует оговорка: увеличение максимальной мощности силовой установки менее чем на 10% или рабочего объема менее чем на 10% – не считаются изменениями конструкции, требующими согласования с властями. А настройки и модернизации, выходящие за пределы указанных границ, следует регистрировать и утверждать в установленном регламентом порядке – в аккредитованной лаборатории и ГИБДД.
Запрещенные запчасти
В разделе «Требования безопасности» существенно изменен подход к некоторым компонентам (грубо говоря, запчастям) транспортных средств. Шок вызывает новый пункт, запрещающий повторное использование компонентов из перечня, изложенного в Приложении № 21 к регламенту.
Нельзя будет устанавливать на автомобиль бэушные или восстановленные подушки безопасности (включая их блоки управления и датчики) и ремни безопасности. Запрещены «подержанные» системы рулевого управления и тормозные системы (в том числе по отдельности их механические и электронные компоненты). А также нейтрализаторы, фильтры и глушители выпускной системы, иммобилизаторы, включая повторители и блоки электронного управления, все ключевые элементы оборудования ГБО.
Логика понятная: в системах, прямо влияющих на выживание, не должно быть элементов негарантированной надежности – хотя целостность выпускной системы влияет в основном на шумность и экологию. Но как это будут контролировать? В случае любой неисправности рулевой рейки ее сразу следует выкинуть? А если, скажем, мы проточили тормозной диск – это считается его «повторным использованием» или нет?
На практике, скорее всего, мало что поменяется – просто продавцы «контрактных» реек переместятся в серую зону. Поэтому повода для беспокойства пока нет.
Как нет и сомнений в том, что раз такой перечень появился, то со временем он будет расширяться.
Лопаты технического регулирования
Дополнен и расширен список компонентов, являющихся объектами технического регулирования. Например, в несколько раз удлинился список составляющих ГБО различных типов. Не только топливные баки, но также заливные горловины и пробки теперь кто-то будет регулировать.
Привычный термин «зеркала заднего вида» заменен на «устройства непрямого обзора» – да и пора, потому что продаются автомобили, где вместо зеркал работают камеры. Узаконены источники света на светоизлучающих диодах.
Слегка поменялись требования к комплектности ТС – это в Приложении № 8, «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации», являющемся основополагающим документом для проведения техосмотра. Так, в условиях холодного климата транспортные средства, помимо привычной аптечки и знака аварийной остановки, должны быть укомплектованы инструментом с теплоизоляционным покрытием. Внимание: включая шанцевый инструмент!
Похоже, это первый шаг к тому, что у нас, как в Швеции, лопата станет обязательным оснащением в зимний период.
Усложнение сертификации
Может показаться, что расширение программы проверок и испытаний при сертификации ТС перед тем, как они поступят в продажу, не коснется простых автолюбителей. Раньше в регламенте были прописаны 114 объектов и областей, подлежащих обязательному исследованию на предмет соответствия всем нормативным требованиям. Из них 98 – по Правилам ООН, а остальные определены в приложениях к нашему регламенту. Сверх того, что проверяют в Европе, мы дополнительно по нашим нормативам оцениваем шумность, обзорность, параметры очистки стекла и, конечно же, работоспособность системы ЭРА-ГЛОНАСС (в том числе посредством краш-тестов).
Поправки расширяют этот перечень до 130 позиций. А в числе дополнительных требований появляются указания на испытания, которых не было ранее. Например, «рывок руля», описанный в ГОСТе 31507-2012 «Управляемость и устойчивость». Да-да, мы исправно проверяем, как рулятся BMW и Мерседесы: мало ли что! На вопрос, зачем у нас сертификация строже и сложнее, чем едва ли не во всём мире, ответа не поступало.
Известно, к чему привели предыдущие усложнения. Из-за увеличения расходов на сертификацию многие компании сократили ассортимент моделей. А в цену тех, которые остались, неизбежно закладываются расходы «на соответствие».
Запрещенные изменения
Наконец, существенно удлиняется приложение № 9, фиксирующее изменения, вносимые в конструкцию транспортного средства. Радость для тех, кто хочет установить «люстру» на крышу внедорожника: это разрешено при условии выполнения требований Правил ООН № 26. На дорогах общего пользования эти устройства должны быть закрыты светонепроницаемым чехлом.
Но вот позиция 14 – просто беда. Она развернуто формулирует ограничения на установку незаводских порогов, спойлеров, сплиттеров, насадок на глушители, решеток радиатора, багажников и рейлингов, антенн, люков в крышу, воздухозаборников, лестниц, расширителей колесных арок, подкрылков, дефлекторов, колес увеличенного диаметра и иных декоративных элементов.
Ограничения связаны с опасениями (если не сказать – категорическим неприятием) по поводу появления на автомобиле любых нештатных деталей, выступающих за пределы его начальных габаритов.
Например, подбирая воздушные дефлекторы на боковые окна, необходимо следить, чтобы они не были загнуты по направлению к кузову так, что их края не могли бы соприкоснуться с шаром диаметром 100 мм, и имели бы радиус закругления кромок не менее 1 мм. Теоретически это должны обеспечить изготовители дефлекторов. Но в случае выявления нарушения, детали изымут у нас. А предусмотрен ли за их использование штраф, скоро узнаем из нового КоАП.
Компенсация необязательностью
Большинство новшеств в пакете поправок все-таки придумано не от скуки и желания усложнить всем жизнь, а переписано из свода правил ООН. Машин с полноценными автопилотами у нас пока нет – а приложение № 24 на восьми страницах, регламентирующее применение систем автоматизированного управления, уже есть. Пока все сводится к тому, что производитель обязан декларировать безопасность не меньшую, чем у транспортных средств без этой системы. Скоро, вероятно, потребуются нормативы на сами автопилоты – программы и методики испытаний, которые существуют для основных автомобильных компонентов. Так что новые пакеты поправок неизбежны.
С другой стороны, на дорогах тысячи одноглазых машин, с криво работающими дворниками и трещинами на ветровом стекле с водительской стороны – и все они ездят без особых проблем. Строгость законов по-прежнему компенсируется необязательностью их исполнения.