Шипы, липучки и всесезонки: выбор «За рулем»
Напомним, что испытывали мы:
- Pirelli Scorpion Verde All Season
- Nokian Hakkapeliitta R3 SUV
- Nokian Hakkapeliitta 9 SUV
- Nokian WR SUV 4
- Michelin CrossClimate SUV
Предварительные итоги в тесте на снегу и льду показали, что зимние шины в таких условиях однозначно рулят! В асфальтовых дисциплинах расклад изменился: всесезонки оказались лучшими при экстремальном торможении. Но всплыло немало других нюансов: курсовая устойчивость, экономичность и пр. Теперь сведем результаты всех испытаний воедино.
Тип шин | Всесезонные | Всесезонные | Зимние шипованные |
Марка, модель | Pirelli Scorpion Verde All Season | Michelin CrossClimate SUV | Nokian Hakkapeliitta 9 SUV |
Место изготовления | Россия | Польша | Финляндия |
Индексы нагрузки и скорости | 111V | 111W | 111T |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,4–8,2 | 6,3–7,4 | 9,4–9,7 |
Твердость резины по Шору | 68 | 61 | 54 |
Количество шипов, шт. | – | – | 191 |
Выступание шипов после обкатки, мм | – | – | 1,2–1,8 |
Масса шины, кг | 14,1 | 14,8 | 16,2 |
Тип шин | Зимние фрикционные | Зимние фрикционные |
Марка, модель | Nokian WR SUV 4 | Nokian Hakkapeliitta R3 SUV |
Место изготовления | Россия | Финляндия |
Индексы нагрузки и скорости | 111V | 111R |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,8–8,3 | 8,4–8,7 |
Твердость резины по Шору | 63 | 51 |
Количество шипов, шт. | – | – |
Выступание шипов после обкатки, мм | – | – |
Масса шины, кг | 16,1 | 15,6 |
На графике-паутинке за базу приняты всесезонки, точнее – средние значения по шинам Pirelli и Michelin. Сцепные свойства на снежных и ледяных покрытиях у них очень низкие. Управляемость на снегу и льду – от сложной до проблемной. Разве что за асфальт цепляются лучше всех и по комфорту хороши.
Если сравнивать Pirelli и Michelin между собой – то выигрывает Michelin CrossClimate SUV, у которого есть официальный символ снежинки на боковине. Хотя преимущество перед Pirelli невелико, и в целом разумных аргументов к тому, чтобы ездить на универсальных покрышках снежной зимой, быть не может.
Какой тип шин лучше зимой?
«Шиповки» – самый зимний вариант. Лучшие шины для льда (преимущество в эффективности торможения более 90%). На снегу выигрывают до 18%. Наиболее неудобная территория для них – асфальт, где проигрыш всесезонкам достигает четверти. Рекомендуем такие шины начинающим водителям и тем, кому приходится часто и много ездить по обледенелым дорогам. А особенно – владельцам тяжелых машин (включая электромобили). В наиболее опасных зимних ситуациях – это самые безопасные шины.
Мягкие скандинавские «липучки» превосходят всепогодные на льду в полтора раза, а на снегу – до 18%, но потери зацепа с асфальтом не столь велики, как у шиповок – около 20 процентов. Понравятся продвинутым водителям, порадуют отсутствием зудящего звука, сопровождающего шины с «гвоздиками». Однако есть противопоказания. На льду при переходе от качения к скольжению сцепные свойства «липучек» резко падают. Поэтому не советуем применять их на автомобилях без АБС. И не рассчитывайте на многое в поворотах.
Европейские «фрикционки», ориентированные на теплые зимы, на скользких покрытиях превосходят всесезонные шины в среднем на 10–15%. В России они пригодятся лишь в южных регионах и теплых мегаполисах, где скользкие дороги – редкость. В остальных условиях их можно рассматривать как разновидность всесезонных шин – с той разницей, что на асфальте настоящим всесезонкам они уступают те же десять процентов.
- Итоговую таблицу с результатами испытаний можно скачать по этой ссылке.
- Результаты испытаний на снегу и льду — здесь.
- Всесезонки против зимних шин: испытания на черном асфальте — здесь.
Материал был подготовлен с использованием прецизионных измерительных комплексов Racelogic Vbox и Kistler Correvit L‑motion. При содействии Эльфа (он же Антон Мишин), Антона Ананьева, Дмитрия Тестова, а также сотрудников полигонов компании Nokian, оказавших поддержку в подготовке трасс.