Она должна отнять деньги у народа — 8 фактов про «копейку»
1. Великий финский молчун
«Хорошая была машина — никогда не ломалась», — так говорил человек, который редко произносит больше двух слов за раз, — великий финский гонщик, двукратный чемпион мира Формулы-1 Кими Райкконен. Он начинал карьеру на «копейке» и вряд ли знал, что с помощью этой машины у советского народа собирались изъять накопления.
2. «Крестная дочь» Косыгина
Идею производства новых «народных» машин «вбросил» в 1966 году председатель Совмина СССР Алексей Косыгин, архитектор «оттепельной» экономики. Целью, помимо прочего, было изъятие у населения «денежных излишков». По версии бывшего подполковника КГБ Игоря Атаманенко, изложенной в его книге «КГБ – ЦРУ: кто сильнее?», в середине 1960-х годов на руках у советских граждан было 80-90 миллиардов рублей – более 100 миллиардов долларов по официальному курсу, что примерно равнялось тогдашнему совокупному бюджету Голландии, Бельгии и Дании. Сберкассе народ не доверял и хранил деньги «под матрасом». Такая ситуация грозила чудовищной инфляцией.
Заставить советских граждан, привыкших к тотальному дефициту, вытащить деньги из «кубышек» могло лишь что-то особенное. Отечественный автомобиль, созданный на основе западных технологий и относительно доступный по цене, подходил для этой цели.
3. Имени коммуниста
Проект реализовывали в сотрудничестве с итальянцами в городе, который раньше назывался Ставрополем (неофициально — Ставрополь-на-Волге), но ради дружбы между народами и в связи со строительством автозавода переименовали в честь Пальмиро Тольятти. Тольятти 38 лет был лидером итальянской компартии, умер на отдыхе в Крыму (потерял сознание в пионерлагере «Артек»). Хрущев его не любил, а Брежнев прилетел на похороны.
4. «Цветная революция» не прошла
Завод строили четыре года, первые машины сошли с конвейера в апреле 1970-го: две синие и четыре — вишневого цвета. В серию авто пошло с сентября. Но «цветная революция» не прошла: в дальнейшем ВАЗ-2101 чаще красили в более дешевые белый цвет и оттенок «кофе с молоком».
5. Перворожец, Жигули, Lada
В 1968 году журнал «За рулем» провел конкурс на название новой машины, в числе прочего в редакцию прислали предложение Перворожец. К счастью, назвали первенца иначе — Жигули. Но с этим именем возникли проблемы. Поэтому в Европе (на автосалоне в Брюсселе в январе 1971 года) машина появилась как Lada.
По основной версии, ее переименовали из-за созвучия с не слишком лестным для мужчин словечком «жиголо». Немалая часть машин шла на экспорт, и западные покупатели могли обидеться на такой нейминг. Но, скорее, все было проще: короткое Lada, написанное латиницей, легче воспринималось, нежели неудобочитаемое Zhiguli.
6. Эта машина — не для наших дорог
В основе «копейки» лежал обладатель титула «Автомобиль года - 1966» в Европе – Fiat-124. Проект, впрочем, пришлось изрядно доработать: со времен Гоголя отечественные дороги улучшились мало, особенно по сравнению с итальянскими. В конструкцию пришлось внести больше 800 изменений. Главными из них стали увеличение дорожного просвета и усиление подвески и трансмиссии. Вместо дисковых задних тормозов поставили барабанные. Машина получила специально разработанный 1,2-литровый мотор с верхним распределительным валом мощностью в 62 «лошадки».
7. 5000 рублей
Предложение Косыгина о доступной машине было реализовано, хотя самой недорогой в Союзе она не стала. Базовая модель «копейки» стоила 5000 рублей – примерно на 1000 рублей дороже двухдверного «ушастого» Запорожца. Но ВАЗ-2101 был, разумеется, престижней.
Обладатели Lada-1200 из первых партий экспортных серий с ностальгией вспоминают их техническое совершенство и запах натуральной кожи в салоне. Покупателям «копейки» в обычной советской версии таких приятных впечатлений не досталось. Машин выпускалось все больше (в 1973 году с конвейера сошел миллионный автомобиль, в 1974-м завод вышел на проектную мощность 660 тысяч штук в год), производство упрощалось и удешевлялось, качество падало.
8. Как бы бронзовая «копейка»
ВАЗ-2101, он же Жигули, он же Lada, он же «копейка», перестал выпускаться еще до развала СССР – в 1988 году. Но он был и остался народным автомобилем. Фанаты до сих пор реставрируют старые Жигули, тюнингуют их и даже поставили машине памятник – такой же бюджетный, как и она сама. На въезде в Москву по Волгоградке на мраморном постаменте стоит старый ВАЗ-2101, покрытый бронзовой краской.