Как на ЗИЛе придумали КАМАЗ и сами себя похоронили
Советский автопром шел по стопам иностранных автопроизводителей, которые начали делать ставку на более компактные бескапотные грузовики. Первый концепт будущего КАМАЗа, пока еще двухосный, получивший название ЗИЛ-169, появился в 1965 году. Отличался он не только кабиной, но и независимой передней подвеской, а также оснащался новым двигателем V8, мощность которого составляла 150 л.с.
В 1968 году появился трехосный прототип ЗИЛ-170В-75. Этот тягач лишился независимой передней подвески, но получил дизельный мотор V8 ЯМЗ-641 рабочим объемом 9,5 л и мощностью 210 л.с.
Через год ЗИЛу настоятельно рекомендовали сосредоточиться на выпуске капотных грузовиков, а перспективные разработки отошли новому предприятию — КАМАЗу: в 1975 году ему передали всю документацию.
Чего успели добиться за пять лет разработок московские инженеры? У грузовиков появились просторные кабины с непродуваемыми дверями, закрывающимися внахлест. Для машины также разработали особый двигатель ЯМЗ-740 объемом 10,85 л, который получил три версии: мощностью 210, 180 и 260 л.с. Работал мотор в паре с 5-ступенчатой коробкой с делителем. В результате 10 передач позволяли экономить топливо и использовать мощность двигателя эффективнее. Также была разработана двухконтурная тормозная система с энергоаккумулятором, которую считали уже камазовской.
Велись работы и над грузовиками с колесной формулой 6х6. Кстати, оси редукторов переднего ведущего моста ради компактного размещения перевернули из вертикальной в горизонтальную плоскость.
Создав столь передовой грузовик, ЗИЛ был вынужден вернуться в прошлое — к производству капотных грузовиков, которые даже не смогли оснастить проверенными моторами. В итоге ненадежные дизели ЗИЛ-545 V6 и ЗИЛ-645 V8, а также прожорливый бензиновый мотор ЗИЛ-43311 поставили крест на репутации машин Завода имени Лихачева, спасти которую не смог даже спроектированный на скорую руку «Бычок».
Узнать подробнее, как передовая разработка ЗИЛа вышла предприятию боком, вы сможете в декабрьском номере журнала «За рулем» (уже в продаже) в материале Сергея Канунникова:
Фото: depositphotos.com