Однажды ваш двигатель не заведется… Но есть жесткий способ!
Когда костер не хочет разгораться (скажем, отсырели дрова), бегут за жидкостями – от специальных составов для розжига до обычного масла или бензина (хотя последний вариант, конечно, на любителя). С двигателями внутреннего сгорания ситуация схожая – в критических ситуациях для облегчения пуска можно применить особые жидкости. Водители прошлых поколений для зимних пусков москвичей и волг часто использовали эфир. Сегодня двигатели другие, но мороз никто не отменял.
Когда мотор откажет?
Согласно ГОСТ Р 54120-2010 «Двигатели автомобильные. Пусковые качества. Технические требования», бензиновый двигатель обязан пускаться без предварительной подготовки при температуре –20°С и при –30°С с электрофакельным подогревом. Наддувные дизели (а других и нет!) должны пускаться при –25°С. Иными словами, если столбик термометра опустится еще ниже, то мотор имеет право не завестись. Вот для таких ситуаций и предназначены современные пусковые жидкости.
Кроме того, их можно применять для пуска двигателей с дефектами – от сильно загрязненных свечей зажигания до пониженной компрессии в цилиндрах. Само собой, если дефектный двигатель удастся таким образом пустить, то путь должен лежать только на сервис.
Что там внутри?
Пусковые жидкости продают в аэрозольных баллонах. В их состав входят: эфир (он легко воспламеняется), а также моторное масло для предотвращения задиров, ингибитор коррозии и пропеллент, обеспечивающий выброс жидкости под давлением. И это один из немногих случаев, когда газ, обеспечивающий выход состава под давлением, – пропан, является еще и полезным горючим компонентом.
Что они дают?
В бензиновом моторе пусковая жидкость фактически заменяет – частично или полностью – систему зажигания и питания. Дело в том, что при высокой компрессии в таком двигателе эфир, входящий в состав жидкости, способен воспламениться без искры. Ну а в дизеле, с его большой степенью сжатия, воспламенение эфира неизбежно – только работа мотора будет жесткой.
Как ими пользоваться?
Баллон с пусковой жидкостью по возможности следует держать в тепле. Дальнейшее зависит от конструкции мотора. Там, где доступ к корпусу дроссельной заслонки прост, нужно отсоединить патрубок и направить струю прямо в дроссельный узел. При этом помощника можно попросить приоткрыть дроссель. Это желательно сделать потому, что впускные тракты современных автомобилей – даже с безнаддувными моторами – очень длинные. Поэтому при подаче пусковой жидкости на вход воздушного фильтра после фильтрующего элемента останется только газообразная фаза. Но ни масло, ни топливо до мотора не дойдут.
А если мотор наддувный, то путь пусковой жидкости будет пролегать через воздушный фильтр, компрессор, интеркулер и только потом через впускной трубопровод, ведущий воздух к цилиндрам. Поэтому подавать придется изрядное количество пусковой жидкости. Если пустить предстоит дизельный двигатель, то предварительно у него следует отключить свечи накаливания. Сделать это можно просто вынув предохранитель.
Какую жидкость использовать, особой разницы нет, если покупать в приличном магазине. Можно обратить внимание на продукцию компании «Астрохим» и ее жидкость АС-117. Она делается у нас, поэтому цена ниже, чем у импортных препаратов. Облегчает пуск бензиновых и дизельных моторов любого объема при повышенной влажности и во время морозов. Кстати, вот это средство можно хранить в машине — давление в холода не падает.
Как они работают?
Пусковую жидкость нужно впрыскивать после воздушного фильтра у атмосферного мотора и, по возможности, после интеркулера у наддувного мотора.
Вот мы впрыснули струйку из баллона во впускной трубопровод. Он наполняется парами эфира, а также взвесью частиц смазки и углеводородного топлива. Если сразу начнем проворачивать коленвал, то смесь окажется в цилиндре. А поскольку ее температура воспламенения очень низкая, то в бензиновом двигателе такую смесь сможет поджечь даже слабая искра на загрязненных электродах свечи. В дизельном моторе даже при очень медленном проворачивании коленчатого вала и, соответственно, больших утечках через поршневую группу, давление в цилиндре окажется достаточным для вспышки.
Конечно, разработчики моторов не проектировали их для использования пусковых жидкостей. Пуск бензинового двигателя с помощью такой жидкости – дело неправильное, но иногда допустимое. Особого вреда он не наносит. Единственное, на что стоит обратить особое внимание, так это на аккуратное размыкание трубопроводов после воздушного фильтра – ни в коем случае нельзя допустить попадания грязи на впуск мотора.
С дизелем ситуация чуть хуже. При первом обороте все будет нормально, но как только двигатель начнет разгоняться, то, в условиях высокой степени сжатия, вспышки будут происходить намного раньше положенного, а потому поршни станут получать обратные удары. Это проявится в жесткой работе двигателя, возможен даже грохот. Поэтому дизелю необходимо небольшое количество пусковой жидкости, чтобы он не успел сильно разогнаться с ее помощью. Электронный блок управления мотора не сможет регулировать обороты, когда в цилиндрах будет гореть большое количество неучтенной легковоспламеняющейся жидкости.
Короче говоря, к пусковой жидкости нельзя привыкать как к наркотику – ее следует использовать только в крайних случаях. И если в моторе есть неисправности, то устранять их нужно в любом случае: пусковая жидкость не является лекарством. Как адреналином не вылечить Мию Уоллес. Но можно спасти.