Можно ли уехать без АКБ? Да! Проверили!
На этот счет гуляет много страшилок. Основные – «мотор не потянет», «машина не разгонится» – можно свести к одному мифу: без энергии АКБ современная машина не сдвинется с места. Другие считают, что сгорит генератор или коротнет электроника. Лучший способ подтвердить или развенчать такие мнения – провести эксперимент. На себе.
Так не бывает
Имитируем критическую ситуацию: нам до смерти, любой ценой, нужно добраться на машине без АКБ из пункта А в пункт Б. Подопытными выступили все автомобили, оказавшиеся в этот день на редакционной стоянке: Geely Coolray, Лада Ларгус, Renault Arkana и Skoda Rapid. Мы пускали каждую машину от штатной батареи, а затем отключали минусовую клемму, имитируя отсутствие аккумулятора.
Здесь важно вот что. Если вы действительно собрались в путь без батареи, плюсовую клемму надо надежно заизолировать от «массы», завернув в несколько слоев толстого полиэтилена или поместив в пластиковую бутылочку с отрезанным горлом. И закрепив все это скотчем или изолентой.
Все четыре автомобиля, оставшись без аккумуляторов, продолжали «шевелить поршнями» – при этом величина бортового напряжения составляла от 13,7 до 14,5 В. Пугающих надписей на приборных панелях также не появлялось.
На каждом из тестируемых автомобилей мы покатались по кварталу, а Ларгус даже совершил образцово‑показательный круг по Садовому кольцу, а это 16 километров. Сложностей не возникло, если не считать того, что при следующем запуске Arkana зажгла на щитке россыпь индикаторов. Однако чуть позже они погасли так же неожиданно, как и загорелись.
Ответы производителей
Может быть, дьявол кроется в таких деталях, которые мы не заметили? Обратились в автомобильные компании: можно ли кратковременно эксплуатировать автомобиль с неподключенной клеммой АКБ? Понятно, что это нештатный режим, который может привести к сбросу текущих установок системы управления двигателем, коробкой, а также к нарушению работы различной мелочевки вроде часов с «музыкой». Ведь АКБ является своего рода буфером в электрической сети – наподобие расширительного бачка в системе охлаждения. Но если ситуация такова, что деваться некуда…
АВТОВАЗ ответил без подробностей: «Работа двигателя и движение автомобиля с неподключенной аккумуляторной батареей не допускаются».
Представительство группы Peugeot-Citroen-Opel напомнило, что даже плохо подключенная клемма, не говоря уже о полностью отключенной, способна вызывать кратковременное повышение силы тока в бортовой сети и, возможно, повреждение разных «мозгов».
А самый интересный ответ дал Volkswagen. Генераторы автомобилей VW и их электронные блоки управления очень хорошо защищены от кратковременных всплесков напряжения. В частности, в бошевских генераторах вместо выпрямительных диодов давно используют стабилитроны с порогом открытия 18–19 В, которые ограничивают неконтролируемое возрастание напряжения. Любые фирменные блоки способны работать при 18 В и выдерживают кратковременное повышение напряжения до 50 В.
Короче говоря, угробить электронику можно, но для этого требуется стечение обстоятельств. Езда без батареи – заведомо нехороший режим, поэтому рекомендация следующая: не давите на газ! Чем меньше перепады частоты вращения генератора, тем легче ему справиться с регулированием производительности.
Aвтомобили, участвовавшие в эксперименте, оставшись без аккумуляторов, продолжали исправно «шевелить поршнями»
Только на крайний случай
Понятно, что производитель автомобиля не несет ответственности за возможные последствия подобной езды. Некоторые машины премиальных брендов при подобных манипуляциях вообще могут заглохнуть и перейти в режим «самоизоляции», для выхода из которого потребуются эвакуатор и сервисмены. Однако с автомобилями попроще и подешевле – типа того же Ларгуса – в случае крайней необходимости есть смысл бороться до последнего.
Еще, рассуждая о крайней ситуации, напомним, что двигатель автомобиля с механической коробкой передач можно случайно заглушить при трогании с места. Подобная неаккуратность может привести к тому, что вы останетесь в чистом поле один на один со своими проблемами. Зато с гидромеханической коробкой вам это не грозит: при удачном стечении обстоятельств можно объехать хоть земной шар по экватору, если, конечно, не глушить мотор при заправках.
- Важно не просто наличие буксировочного троса в багажнике автомобиля, но и его качество! Буксировочные и рывковые троса а также аксессуары к ним в нашем он-лайн магазине!
- Видеорегистраторы, упоры капота, защита камеры заднего вида и прочие аксессуары в интернет-магазине "За рулем"!