Самые доступные (и компактные) иномарки — все варианты
Машины из так называемого Сегмента А (особо малый класс) в России почти не продаются. У нас не любят маленькие машинки? Ничего подобного! Дело лишь в цене. Феноменальная популярность хэтчбека Daewoo Matiz это подтверждает. Он регулярно входил в топ‑15 самых продаваемых моделей, опережая такие бестселлеры, как Rio, Astra и Getz. В 2005 году продали 13 тысяч Матизов, в 2008-м – 44 тысячи, в 2010-м – 30 тысяч.
Нынче маленькие машины лишь немногим дешевле более крупных, а доходы у нас у всех не растут. Покупать автомобиль размером с Fiat 500 по цене Rio и Polo? Желающих немного. Кстати, «пятисотый» и сегодня предлагают «от 1 090 000». Ничего удивительного, что продажи единичны. Остается рассчитывать на вторичный рынок.
Поколения
Возможно, Matiz хорошо продавался бы и сейчас, если бы производитель не мудрил с новыми именами и более четко менял поколения. Копии-последователи Матиза в некоторых странах выпускают поныне – у нас такой продается под названием Ravon R2.
С поколениями у Матиза небольшая путаница. То, что обычно считают рестайлингом 2005 года, производитель рассматривает как вторую генерацию модели (индекс М200). Кузов остался прежним, изменилась внешность, модернизирована подвеска.
На деле поколение поменялось лишь раз: в 2009 году Matiz с индексом M300 получил новую платформу (общую с Suzuki Splash) – он стал длиннее, шире, выше и дороже. Лет десять машину продавали под двумя названиями одновременно, как Spark и Matiz. Основные отличия – в интерьере, экстерьере, наборе опций и цене, а цифровые индексы идентичные. Собирали их для российского рынка на узбекском заводе из одних и тех же комплектующих.
Таким образом, мы имеем на вторичке пять вариаций Матиза: М100 (первоначальная), М150 (легкий рестайлинг), М200 (глубокий рестайлинг), М250 (снова легкий рестайлинг) и М300 (новая модель, она же впоследствии Ravon R2).
На вторичке уже не найти М100‑М150 c кузовом в пристойном состоянии – крылья, пороги, низ дверей будут изъедены или заменены шпаклевкой. Кузова Матизов вообще не отличаются особой стойкостью. Но есть жизнеспособные М200 и М250, в том числе родственники под названием Spark, которые, впрочем, заметно дороже.
Минусы и плюсы
Достоинства и недостатки Матиза известны. В плюсах: живучие главные агрегаты, умеренный расход топлива, терпеливая подвеска, недорогие запчасти и ремонт. В минусах: склонность к быстрой коррозии, особенно со стороны днища, мелкие огрехи сборки, слишком маленькие колеса для наших дорог, слабая «шумка» и крохотный багажник объемом 165 литров.
Штатному аккумулятору на 35 А·ч не хватает силенок зимой при морозах, поэтому его часто заменяют более емким.
Недолговечен генератор – иногда сдается на 15–20 тысячах км, а в среднем ходит 40–50 тысяч. Во многих случаях достаточно заменить диодный мост.
Из-за жесткой подвески невелик ресурс некоторых ее элементов, особенно если постоянно гонять по ямам.
При всем этом на небольших пробегах внезапные и критичные поломки случаются редко – иномарка! Сказанное относится и к версии Chevrolet Spark.
Самый важный плюс – цена. Цены на подержанные Матизы М200-М250 слабо зависят от пробега и комплектации. За живые 10–12‑летние машины с пробегом менее 100 000 км просят 70–150 тысяч рублей. А за 160–200 тысяч попадаются экземпляры, пробежавшие всего-то 30–40 тысяч км. Spark при прочих равных условиях дороже на 50–100 тысяч рублей.
При выборе надо учитывать, что эти машинки сотнями покупали юрлица – курьерские и доставочные службы. Такие часто заезжены до полусмерти.
Основные агрегаты
Все моторы разработаны под патронажем Suzuki (в том числе и для ее нужд) – неудивительно, что получилось хорошо.
У базового трехцилиндрового двигателя F8CV (0,8 л, 52 л.с.) до 2008 года был капризный распределитель зажигания, ремень ГРМ требует замены каждые 40 тысяч км (а все моторы – «втыковые»), часто хандрит датчик положения дроссельной заслонки. Плохое топливо быстро засоряет форсунки и может убить свечи. Однако мотор, в целом, хорошо сбалансирован, несложен в ремонте и выдерживает свыше 200 000 км.
«Четверка» 1.0 (F10CV, 64 л.с.), хоть и с нормальным числом цилиндров, по характеру схожа – столь же низок ресурс ремня ГРМ, так же быстро загрязняются свечи и форсунки. Но она более вынослива и служит дольше – 220–250 тысяч км.
Механическая пятиступка слывет неубиваемой. Постоянная агрессивная езда, конечно, ушатает синхронизатор второй передачи. А при нормальном обращении механика живет не менее 200 000 км.
Ресурс сцепления непредсказуем – были случаи гибели к 40 000 км, другие экземпляры выдерживали 150 000 км. Из мелких болячек – закисающие от влаги и грязи тросы приводов сцепления и переключения передач.
Машины с моторами 0.8 оснащали также 4-ступенчатым гидроавтоматом Jatco JF405E. Очень надежная трансмиссия применялась на множестве моделей от Kia до Suzuki. Неисправности обычно возникают после 150 000 км в результате естественного износа и засорения масляных каналов. Капремонт в большинстве случаев сводится к замене соленоида, фрикционной накладки, прокладок, колец сальников и чистке гидроблока.
В плюсах Матиза: живучие главные агрегаты, умеренный расход топлива, терпеливая подвеска, недорогие запчасти и ремонт.
Matiz новой формации
Переход на новую платформу несущественно повлиял на характер Матиза (и Спарка). Узбекский завод постепенно менял поставщиков комплектующих, поэтому появлялись слабые элементы, которых на прежнем поколении не было. Так, на ничтожных пробегах иногда умирают амортизаторы, тормозные колодки и диски, а также регулятор холостого хода.
Салон стал чуть просторнее, немного расширился набор предлагаемых удобств. В остальном все осталось как прежде – те же моторы и коробки передач (0.8 остался самым продаваемым), жесткая подвеска и быстрый износ выпускной системы. Как и раньше, Spark был лучше упакован и стоил дороже Матиза.
После 2009 года на Chevrolet Spark также ставили заимствованный у Aveo двигатель 1.2 (B12D1, 84 л.с.) в сочетании с механической коробкой. У него отличная репутация – все проблемы сводятся к нерегулярным течам и мелким капризам навесного оборудования. Привод ГРМ – цепной, живет до 150 000 км, а сам мотор выхаживает 300 000 км. Но таких вариантов покупали немного – а потому их мало на вторичном рынке.
Цены на подержанный Matiz шести-семи лет с пробегом 50–80 тысяч км лежат в диапазоне 120–200 тысяч рублей. А вот за Spark того же возраста просят 250–350 тысяч.
Больше не Matiz
Автомобили Ravon R2 старше четырех лет с пробегами выше 100 000 км на вторичке пока единичны, и почти все они дороже 400 тысяч рублей.
R2 – фактическая копия Спарка (индекс Т300) под другим названием, выпускается с 2016 года. Сбыту мешали несколько факторов. R2 воспринимался не как продолжение дешевого Daewoo, а как дороговатый Chevrolet (который к тому же ушел с нашего рынка). Узбекская марка то открывала дилерские салоны в России, то закрывала. Ну и сам молодой бренд Ravon еще не обрел известности.
Кроме того, в продажу поступала единственная комбинация с мотором 1.25 (85 л.с.) и автоматической коробкой передач. Двигатель B12D2 – это модернизация прежнего агрегата 1.2 – по первым отзывам, столь же надежная. Коробку сменили на Aisin AW 80-40LE (дебютировала в 1999 году на хэтче Toyota Yaris), также с хорошими рекомендациями и ресурсом свыше 200 000 км.
Совсем не Matiz
В 2003 году китайская компания Chery выпустила модель QQ – она продавалась и у нас с 2005 по 2010 год, в том числе под названием Sweet. При разработке за образец взяли Matiz, скопировав по мере сил кузов и многие инженерные решения. Более того, мотор применили тот же 0.8, хотя и с другой головкой блока. И ту же 5-ступенчатую механику. А вот место гидроавтомата занял робот, о котором до сих пор многие владельцы вспоминают с содроганием.
Машина была оснащена лучше Матиза (кондиционер и усилитель руля в базе), при этом дешевле. В Китае «кукушка» долго числилась в лидерах продаж, но особого успеха в России не снискала, поскольку оказалась сыпучей. На вторичке остались единичные экземпляры – в скверном состоянии и по бросовым ценам.
Из прочих подде… поделок на тему упомянем Chery QQ6 (S21) – страшноватый, но практичный лифтбек на базе QQ. В России был доступен в 2008–2010 годах с моторами 1.1 (68 л.с.) и 1.3 (83 л.с.) Довольно много этих машин выставлено на продажу с умеренными пробегами по таким же ценам, что и Матизы тех лет. Думается, что оригинальные Matiz или Spark предпочтительнее во всех отношениях – и запчасти для них подобрать проще.
И другие малыши
Peugeot 107 (2005–2014). Единственный мотор 1.0 (68 л.с.) заимствован у Тойоты, имеет ряд неприятных врожденных болячек. Трансмиссии – механика или робот (машины с роботами, пробежавшие под 100 000 км, малоликвидны). За экземпляры моложе восьми лет просят 300–350 тысяч рублей, а с пробегами порядка 30–50 тысяч – немногим больше. |
Lifan Smily (2011–2015, он же Lifan 320), похожий на Mini, представлен на вторичке в огромных количествах. Мотор 1.3 (89 л.с.) – по лицензии Тойоты. Трансмиссия – механическая пятиступка (вариатор к нам не попал). Оба агрегата надежны, но много жалоб на другие компоненты. За пятилетнюю машину с пробегом менее 50 тысяч просят 250–350 тысяч рублей. |
Kia Picanto II (2011–2017). Моторы: 1.0 (69 л.с.), 1.3 (85 л.с.), трансмиссии – механика или гидроавтомат. Модель с неплохой репутацией, к агрегатам особых нареканий нет. На вторичке есть совсем свежие с пробегом менее 50 000 км. За пяти-шестилетку просят 400–600 тысяч рублей. |
Из хэтчбеков Suzuki Swift четвертого поколения доступны машины 2011–2012 годов выпуска. Мотор 1.2 (91–94 л.с.), трансмиссия – вариатор или гидроавтомат. Хорошие эксплуатационные показатели вариатора Jatco JF015E портят чрезмерная нежность и невысокий ресурс. За машины 4–5 лет с пробегами не выше 80 000 км просят от 500 до 700 тысяч рублей. |
Nissan Micra третьего поколения продавался у нас до 2010 года. Основные моторы – 1.2 (80 л.с.) и 1.4 (88 л.с.), трансмиссии – механика или гидроавтомат. Машина комфортная, надежная и с живучими агрегатами. За экземпляры в хорошем состоянии с разумным пробегом просят от 400 тысяч рублей. |
Пятидверный Smart Forfour второго поколения можно найти с моторами 0.9 или 1.0 в сочетании с роботом или, в единичных случаях, с автоматом. Все машины – не старше четырех лет. Стоят от 700 тысяч рублей, тюнинговая версия Brabus – плюс еще 300 тысяч. Если судить по ценам, Smart Матизу совсем не товарищ. |