Жизнь без развода

Благодаря техническому прогрессу, автомобили, на которых мы ездим, становятся все более удобными, надежными и безопасными.

Так почему же каждый год статистика ГИБДД свидетельствует об увеличении количества аварий из-за неисправностей в автомобилях? Например, в период с января по август 2020 года количество таких ДПТ выросло на 13,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Как такое может быть, и в чем причина? Давайте разберемся вместе.

В тренде

Данные Научного центра безопасности дорожного движения при МВД РФ говорят о том, что количество ДТП, вызванных технической неисправностью транспортных средств, постоянно растет: более 6 тысяч случаев в год, это более 4% от общего числа ДТП. Эксперты утверждают, что в немалой степени виной тому установка запасных частей низкого качества: контрафактных или поддельных.

Рынок поддельных запчастей огромен. По самым скромным подсчетам, не менее 5% всех деталей, продающихся для вторичного рынка в России, являются подделкой. Некоторые эксперты уверены, что цифра намного больше – до 30%. А в 2017 году в Минэкономразвития даже подсчитали, что контрафактной является каждая вторая запчасть в России. В любом случае, очевидно, что речь идет о нескольких миллиардах долларов ежегодно.

Надо сказать, что Россия по этому показателю в числе лидеров по всему миру. Поддельные детали в глобальной автомобильной промышленности скоро будут стоить больше, чем годовой валовой внутренний продукт Канады, Бразилии или Италии. По данным World Trademark Review, предполагаемые глобальные экономические издержки от контрафакции в автомобильной промышленности могут достичь 2,3 триллиона долларов к 2022 году.

Пыль в глаза

После окончания гарантийного срок на автомобиль, автовладельцы предпочитают приобретать качественные аналоги оригинальных запчастей. Но откуда же берутся такие огромные цифры в оценке рынка подделок? Может быть, все дело в том, что качество подделок не хуже сертифицированных аналогов, и покупатель сознательно выбирает намного более дешевый товар? К сожалению, нет – как всегда, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а реальность немного сложнее.

Дело в том, что непрофессионалу крайне сложно отличить качественный аналог от подделки. Согласно опросу американской компании Red Points, более половины водителей заявили, что не могут отличить поддельные автомобильные детали от настоящих. Даже приняв решение покупать только фирменную продукцию у непроверенного продавца по более доступной цене, застраховать себя от подделки на 100% вряд ли получится.

По мнению экспертов g-part – бренда сертифицированных запчастей преимущественно для отечественных автомобилей, покупая запчасти в сомнительных местах, вы не можете быть уверены в том, что не наткнетесь на подделку. Зачастую и сам продавец не подозревает, что реализует контрафакт. Настолько качественной бывает упаковка у «пиратских» деталей. В подпольном цехе «сварганить» качественную деталь (а тем более целый сложный узел) априори невозможно, но поработать над упаковкой и внешним видом детали – вполне реально.

«В конкурентном рынке запасных частей бренд g-part ориентирован на качество продукции, предоставление клиенту гарантии на товар, доступность продукции по всей стране, удобный способ заказа. Пройден большой путь по выбору пула надежных поставщиков, в которых мы уверены. Работаем напрямую с российскими и европейскими заводами-изготовителями, проверяем качество испытаний запчастей. Поэтому очень серьезно относимся к защите своей продукции и хотим обезопасить своих покупателей от поддельного товара. Мы применяем современную систему защиты упаковки, оснащая ее стикерами, и маркируем запчасти» – рассказывает Шухрин Александр, руководитель центра продаж запасных частей.

Эксперты рекомендуют покупать запчасти тех брендов, которые способны обеспечить защиту от контрафакта. Элементом системы защиты запчастей являются стикеры проверки подлинности. О них подробнее чуть ниже.

Понятно, что на подозрения может (и должна!) навести разница в цене. Подделка практически всегда дешевле оригинала, причем разница может достигать 50% стоимости. В отдельных случаях цена может быть примерно одинаковой – когда продавец уверен, что продает качественный товар.

Что подделывают чаще всего и почему опасно использовать подделку?

Опытные автолюбители или профессионалы, управляющие крупными автопарками, по собственному опыту знают, к каким последствиям может привести покупка и установка контрафактной запчасти.

Во-первых, сэкономив на запчастях, можно «попасть на деньги» за дорогостоящий ремонт. Как правило, подделка существенно хуже оригинала или качественного аналога почти по всем техническим характеристикам: по прочности металла, герметичности резиновых уплотнений, геометрии изделия и т.д. Разумеется, подделки не подвергаются необходимым эксплуатационным испытаниям, которые обязательны для сертифицированных запчастей.

Наиболее часто подделывают самые ходовые детали и узлы: колодки, диски и другие детали тормозной системы, трансмиссии, цилиндры, приводные ремни. В результате установки контрафактной запчасти поломка может привести к выходу из строя всего узла, а это уже дорогой ремонт, простой техники, а главное – риски для здоровья и жизни. Например, течь поддельных тормозных цилиндров может привести к снижению общей эффективности тормозной системы, а разрушение зубьев шестерен КПП – к ее блокировке и невозможности включить передачу.

В 2018 году Mercedes-Benz провел серию испытаний поддельных тормозных колодок. Их результаты показали, что «пиратские» запчасти значительно ограничивают способность автомобиля останавливаться на ровной поверхности или на спуске. При отказе хотя бы одного контура тормозной системы эффективность торможения сильно уменьшается. Согласно исследованиям, тормозной путь увеличивается примерно в два раза, что вызвано нарушением правильной реакции тормозной системы, которая просто блокирует колеса.

Поддельные свечи увеличивают расход топлива, а элементы ходовой части приводят к ускоренному износу всей системы. Этот список можно продолжать долго…

Кстати, еще один «бич» подделок – проблемы при монтаже. Это особенно актуально для обычных автолюбителей, которым важна надежность и долговечность изделий, и не очень-то хочется подгонять деталь с помощью напильника или других инструментов. Запчасти, которые продаются в сертифицированных магазинах (например, запчасти g-part), обладают отличной совместимостью с узлами и системами автомобиля. При установке и ремонте не нужно ничего дополнительно сверлить и подрезать.

В случае коммерческих перевозок использование поддельных запчастей может привести к особенно плачевным последствиям. В данном случае автомобиль – это инвестиция и источник заработка. Здесь совсем другие условия эксплуатации, порой техника задействована все 24 часа в сутки. Опытные владельцы крупных автопарков понимают, если не инвестировать в безопасность – жди поломок, дорогого ремонта, простоя техники и срывов поставок заказов. При этом важно понимать, что поддельные автозапчасти не рекомендованы к установке ни одним из автопроизводителей, так что ответственность за неисправность транспорта будет лежать на водителе.

Экономия на самом дорогом?

Но поломка машины – это еще полбеды. В худшем случае последствия установки детали с дефектом безопасности могут быть катастрофическими для здоровья и жизни людей.

За примерами далеко ходить не надо. В 2018 году в Москве автобус врезался в остановку общественного транспорта, где в тот момент находились люди. На видеозаписи происшествия видно, что у автобуса вышла из строя система рулевого управления – водитель крутит руль влево, а машина едет вправо.

Но самым резонансным происшествием, пожалуй, стала авария, произошедшая в 2017 году в Дагестане, когда прицеп грузовика на ходу отсоединился и оказался на встречной полосе, по которой следовал рейсовый автобус. Тогда погибли десять человек. В ходе следствия выяснилось, что водитель купил поддельное сцепное устройство на рынке и самостоятельно заменил его.

Защитный рефлекс

Как же обезопасить себя, своих близких, свой бизнес? Как распознать подделку, если даже не все профессионалы в состоянии это сделать? Есть несколько проверенных советов.

Во-первых, необходимо очень внимательно осматривать упаковку. Даже в случае качественной подделки коробки и пакета на них могут встречаться повреждения, а на этикетке могут быть ошибки в тексте. Если продавец предлагает купить товар без картонной коробки - это верный признак подделки. На упаковке обязательно должны быть четкие товарные знаки и неповрежденные стикеры.

Во-вторых, нужно ответственно подходить к выбору продавца. В официальных (сертифицированных) магазинах автозапчастей шансы купить подделку приравниваются к нулю. Например, полноценную защиту от подделки предлагает бренд g-part. Для защиты клиентов от контрафактных запчастей g-part применяет индивидуальную упаковку, маркировку и стикеры проверки подлинности.

К стикеру особое внимание! Без его повреждения вскрыть коробку с деталью невозможно. На стикер нанесен уникальный девятизначный код, который можно проверить на сайте g-part и убедиться в подлинности изделия.

Заказать запчасти g-part можно в одном из полутора тысяч магазинов по всей России или на сайте g-part. Кроме того, для покупателей работает колл-центр, действует дисконтная система, предусмотрены скидки для оптовых клиентов, быстрая доставка под заказ, а также полноценная гарантия на все детали.

Подумайте еще раз, прежде чем покупать поддельные запчасти, даже если они существенно дешевле. Известная поговорка гласит – «Мы не настолько богатые, чтобы покупать дешевые вещи» – и прекрасно иллюстрирует возможные последствия от использования некачественных деталей. Ведь на кону жизнь, здоровье и благополучие.

Подпишитесь на «За рулем» в