Ошибка на эмблеме, грохот, Gorbi… 10 невероятных фактов о Ладе
«Я» по-итальянски
Автозавод в Тольятти строили совместно с итальянцами, и эмблемы первых автомобилей делали в Италии. Под ладьей размещалось название города, в котором вместо буквы «я» итальянцы поставили латинскую «r». Правда, ошибку быстро исправили – раритетных эмблем было всего 30.
Не так звучит
Lada давно импортируется в Финляндию. Когда в 2004 году появилась Калина (ВАЗ-1117, ВАЗ-1118 и ВАЗ-1119), финны заинтересовались новинкой, но попросили придумать другое название, так как kalina переводится с финского как «грохот». В итоге решили ограничиться индексом модели.
Пустынный монстр
Только дверные ручки, оптические элементы, лобовое стекло, очертания кузова и, конечно, эмблемы роднили гоночный прототип Lada Samara T3, построенный в 1989 году для ралли «Париж-Дакар», с обычной восьмеркой. Полноприводная трансмиссия и коробка передач у прототипа были от Porsche 959, победившего на «Дакаре» в 1986 году. Шестицилиндровый оппозитник объемом 3,6 литра от Porsche 911 Carrera развивал до 400 л.с. и потреблял дикое количество бензина. Поэтому на автомобиле было пять топливных баков суммарной емкостью 390 литров.
Первые опыты
Чемпион «Формулы-1» финн Кими Райкконен рассказывал, что первым его автомобилем была Lada, доставшаяся ему бесплатно от друга семьи: «Хороший был автомобиль, никогда не ломался... Разве что мы с отцом поменяли двигатель. И тормозила плоховато, хотя для первой машины это не критично. Я долго ездил на автомобиле, а потом продал другу». Кими не уточнил, о какой модели идет речь, но фанаты уверены, что о ВАЗ-2108.
На «восьмерке» начинал гоночную карьеру колумбиец Хуан-Пабло Монтойя. Он выступал в Колумбийском кубке по ралли на Lada Samara 2108 VFTS, собранной Вильнюсской фабрикой транспортных средств под руководством знаменитого советского автогонщика Стасиса Брундзы. Позже на этой базе была создана 300-сильная Lada Eva.
На ниве перестройки
В 1987 году знаменитый немецкий дизайнер Луиджи Колани представил концептуальный проект на базе Нивы, который назывался… Lada Gorbi. Напомним, Горби – западное прозвище Михаила Горбачева, первого и последнего президента СССР, объявившего 23 апреля 1985 года на пленуме ЦК КПСС о начале перестройки.
Концепт был интересен не только футуристичным дизайном, но и 200-сильным двигателем, а также полноприводным и полноуправляемым шасси (у Gorbi поворачивались все колеса, обеспечивая отличную маневренность). Но дальше концепта дело не пошло.
Принц на Ниве
«Черным принцем» назвали оригинальный пикап, сделанный из Нивы фирмой «Мега-Лада» в 1994 году. На Московском автосалоне 1995 года проект стал одним из главных шоу-стопперов, но в серию так и не пошел. Интересно, что автомобиль сохранился до сих пор и рекламирует один из тольяттинских ресторанов.
Жигули от розетки
Еще в конце 1970-х ВАЗ создал опытную партию электромобилей на базе 2102, которые должны были использоваться на Олимпиаде-80. Но из-за малого запаса хода (до 130 км), длительной зарядки и дороговизны машин проект закрыли. Хотя несколько электромобилей еще в начале 80-х служили на 34-м Московском автокомбинате и в одном из бюро по ремонту бытовой техники на Украине.
Нива на высоте
В 1999 году Нива поднялась на высоту 5726 метров над уровнем моря на Тибетском плато. В том же году и годом позже снегоболотоход «Марш» на базе Нивы дважды покорил Северный полюс.
Премиум в массы
Есть версия, что самые дорогие и престижные Жигули получили массивную решетку радиатора и прямоугольные блок-фары, скопированные с флагмана крупнейшего немецкого концерна - автомобиля Mercedes-Benz S-класса (W116). Посмотрите на фото - сходство весьма отдаленное. На мой взгляд, это выдумка. Правда, на моей первой машине - тоже «семерке» - стояли зеркала от W116 и пластиковые колпаки с трехлучевыми звездами. Видимо, Мерседес был тогда главным объектом для подражания у любителей тюнинга.
Ручки в боки
У Porsche 924 и ВАЗ-2108 - одинаковые дверные ручки. И это не совпадение - они действительно одинаковые. Дело в том, что фирма Porsche помогала в проекте «Гамма» по доработке переднеприводного автомобиля, получившего индекс 2108. Автомобиль получил ряд конструктивных решений «от Porsche», в частности, ручки, как у модели 924.
Кстати, эти самые ручки нарисовал Анатолий Лапин - в те годы главный дизайнер Porsche. Он родился в Латвии, мать была русской, а отец - немцем.
- Столкнулись с проблемой обледенением стекла и щеток? Воспользуйтесь щетками с подогревом BURNER! А чтобы боковые стекла оставались чистыми, приобретите водосток лобового стекла.
- Проходимость автомобиля и обзор в непогоду можно улучшить — просто докупите средства повышения проходимости и дворники с подогревом.