6 важных изменений в законах. Коснулись всех водителей!
1. Машину поставит на учет дилер
В начале 2020 года вступил в силу закон о регистрации транспортных средств. Покупаете новый автомобиль, а дилер берет на себя постановку на учет и получение госномеров. Вам нужно только оформить на него доверенность.
Также введены два понятия — «госномер» и «госзнак». Все потому, что код региона в номере автомобиля снова увязан с местом постоянной регистрации владельца. Если вы прописаны в Саратове и приехали за автомобилем в Москву, то получить госзнаки с кодом «799» не получится. Автомобилю присвоят «госномер», который впишут в документы. И по нему вам придется заказывать «госзнаки» (те самые металлические таблички) в специализированных коммерческих организациях. В теории выглядит сносно. Но на практике опять получается криво.
Мнение эксперта
«Чтобы дилер мог регистрировать автомобили клиентов по доверенности, он должен быть включен в реестр МВД и обладать статусом уполномоченной организации. В штате должен быть обученный сотрудник, который проводит осмотр и сверку номеров приобретаемого автомобиля прямо в салоне вместо сотрудника ГИБДД. До сих пор не все дилеры сумели добиться соответствия этим критериям (впрочем, они не особо горят желанием — цену за услугу в 500 рублей установила ФАС. Дилерам это невыгодно — Прим. ред.).
Новый закон усложнил процесс регистрации в ГИБДД. Раньше можно было ставить машину на учет в любом регионе, и вам тут же выдавался номер. Теперь, если приехали за автомобилем издалека, регистрационный знак придется изготавливать отдельно. С одной стороны, это не так уж проблематично — специализированные конторы обычно находятся рядом с ГИБДД. С другой — это дополнительное время и средства (услуга стоит около 2000 рублей)».
2. Диагностическая карта по-прежнему нужна
После введения локдауна у автомобилистов возник вопрос: где и как получать диагностическую карту для продления ОСАГО, если все автосервисы и операторы ТО закрыты на «карантин»?
К разрешению массовой проблемы подключилось даже высшее руководство. 25 мая президент подписал поправки в закон «Об ОСАГО», согласно которым для приобретения полиса автомобилистам с 1 марта по 30 сентября не нужно было предъявлять страховщикам диагностическую карту. Правда, потом получать карту все равно пришлось — предоставить ее страховщику нужно было в течение месяца после отмены ограничений в конкретном регионе, но не позднее 31 октября. Если водитель не выполнял это требование, то при ДТП страховщик выплачивал пострадавшей стороне компенсацию, но мог потом потребовать от своего клиента возмещения убытков в полном размере.
Сейчас все вернулось к старой процедуре. Для получения страхового полиса на автомобиль старше трех лет необходимо обзавестись диагностической картой. Другой вопрос, что процедура ее получения носит, скорее, формальный характер — все мы знаем, как легко сегодня продается и покупается этот бланк.
Мнение эксперта
Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»:
«Наши страховые компании задолго до пандемии научились продавать диагностические карты без предъявления автомобиля. Так что в период самоизоляции никто особо не заморачивался по поводу того, работают ли пункты техосмотра в их регионе или нет. Как продавали диагностические карты через интернет, так и продолжали.
Техосмотр давно уже стал формальностью. Он всегда продавался, в чьих бы «руках» ни находился — МВД или РСА (Российский союз автостраховщиков. — Прим. ред.). Даже если передать техосмотр в ведение Союза композиторов, он так и останется предметом купли-продажи; никто не будет оценивать реальное техническое состояние автомобилей».
3. ОСАГО для многих подорожало
С 5 сентября в России изменились правила расчета стоимости ОСАГО. Тарифный коридор, по которому определяется цена полиса для автомобилистов, расширился вверх и вниз на 10%. Это означает, что сейчас страховщики могут рассчитывать базовый тариф персонально для каждого автомобилиста в пределах от 2471 до 5436 рублей. Далее к этой сумме применяются различные коэффициенты, учитывающие мощность автомобиля, общий стаж водителя, его возраст, регион проживания, безаварийную езду. В результате итоговая стоимость полиса многих водителей может неприятно удивить.
Мнение эксперта
Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»:
«По сути, ничего не поменялось. Законом «Об ОСАГО» и раньше было предусмотрено право страховщика устанавливать базовые тарифы для автомобилистов в пределах тарифного коридора. Однако в статье 9 (все того же закона есть довольно интересный пункт «г», согласно которому страховщики могут увеличивать стоимость тарифа до максимума (то есть до 5436 рублей. — Прим. ред.) при наличии «иных факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда». А что конкретно понимается под «иными факторами», не уточняется.
5 сентября вступило в силу указание Банка России об увеличении коридоров тарифов ОСАГО. Регулятор пояснил, какими не могут быть критерии при определении стоимости полисов — например, к ним относятся вероисповедание водителя, его расовая или языковая принадлежность. Однако у страховщиков как было, так и осталось право учитывать практически любые факторы, которые способны, по их мнению, повлиять на риск причинения ущерба и его размер. Так, в некоторых страховых пол водителя может по-прежнему являться повышающим коэффициентом при расчете стоимости ОСАГО».
4. Электронный ПТС вместо бумажного
С 1 ноября автомобилистам перестали выдавать паспорт транспортного средства (ПТС) в привычном виде: на смену «бумаге» пришел электронный документ. ЭПТС представляет собой запись в реестре электронных паспортов, которая имеет 15-значный идентификационный код. Владелец ЭПТС вправе запросить выписку на портале Системы электронных паспортов — файл с указанием сведений об авто: статусе и дате оформления документа, VIN-номере, марке, комплектации и технических характеристиках. Правда, эта услуга не бесплатная — равно как и внесение изменений в документ (с прайсом можно ознакомиться здесь). ЭПТС — по сути, тот же ПТС, но с расширенным перечнем данных об автомобиле и дополнительными платными услугами.
У ЭПТС много преимуществ. Его нельзя потерять, а пропажа бумажного обернется хлопотами по восстановлению и денежными потерями — ведь если на ПТС стоит штамп «Дубликат», машина теряет около 10% цены. Кроме того, в электронный паспорт можно внести любое количество собственников, тогда как место на бумажном паспорте ограничено.
Запуск проекта по оформлению ЭПТС тоже не прошел без сбоев. Так, уже в середине ноября порт Владивостока оказался переполнен импортируемыми из Японии машинами, на которые владельцы не могли получить электронные ПТС — оператор новой системы «Электронный паспорт» не сумел справиться с большим объемом заявок.
Мнение эксперта
Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»:
«Бумажные ПТС по-прежнему продолжают действовать на всей территории России. Вы можете заменить паспорт на электронный, но в обязательном порядке делать этого не нужно. А вот на новые или ввезенные автомобили выдают уже только электронные ПТС.
Определенные проблемы при запуске были, но, полагаю, система будет со временем отрегулирована. Еще недавно существовала такая практика: дилер при продаже автомобиля собственнику не вносил в ЭПТС его данные — это отдельная платная услуга. Таким образом, обязанность внести необходимые сведения в документ перекладывалась на владельца автомобиля. Но тот не мог этого сделать, поскольку формально собственником не являлся. Получался замкнутый круг. Сейчас, насколько мне известно, эта проблема устранена: дилеры начали за свой счет вносить в ЭПТС сведения о собственнике.
Если механизм оформления ЭПТС будет работать как надо, процесс покупки или продажи автомобиля станет более прозрачным и удобным. Все-таки подделать бумажный бланк легче, чем электронную выписку из единой базы данных. Другой вопрос, что в случае глобального сбоя в системе все владельцы автомобилей потеряют доступ к ПТС на неопределенное время. Как тогда осуществлять сделки купли-продажи — непонятно».
5. Оформлять ДТП самостоятельно будем чаще
Число сотрудников ГИБДД в последние годы сократилось — не хватает инспекторов для оформления ДТП. Следовательно, надо научить водителей самостоятельно оформлять мелкие аварии.
В ноябре 2020 года по всей стране заработало мобильное приложение «Помощник ОСАГО» (ранее оно было доступно только для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также для Татарстана). По задумке разработчиков, имея в смартфоне приложение, оформить несерьезную аварию по европротоколу водители смогут за 15 минут. Любопытно, что оформить электронный документ можно, даже если у водителей имеются разногласия.
Несмотря на, казалось бы, очевидные преимущества процедуры перед многочасовым ожиданием инспекторов ГИБДД, многие водители все равно предпочитают действовать «по классике». Во-первых, в стрессовой ситуации люди часто не могут разобраться, какое именно приложение им скачивать — «ДТП.Европротокол» (только фиксирует ДТП, а оформляется происшествие все равно в бумажном виде) или «Помощник ОСАГО» (полностью оформляет аварию онлайн и заменяет бумажное извещение о ДТП). Ошиблись — откажут в страховом возмещении по ОСАГО.
Во-вторых, приложение «Помощник ОСАГО» само по себе достаточно сложное и имеет много полей для заполнения вручную — опять-таки ошибиться ничего не стоит. В-третьих, по словам пользователей, не всегда удается зайти в приложение — на экране телефона появляется уведомление, что интернет-подключение отсутствует, хотя на самом деле это не так.
Мнение эксперта
Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»:
«Люди продолжают путаться в старом приложении «ДТП. Европротокол» и новом «Помощник ОСАГО», которое заработало повсеместно с ноября. Скачайте «Помощник ОСАГО» на мобильный телефон, протестируйте его в свободное время, чтобы в случае ДТП не пришлось экстренно разбираться, куда и какие данные вбивать — система не позволяет внести изменения, если вы допустили ошибку, оформляя аварию. В случае неправильного заполнения электронного бланка страховая компания может отказать вам в выплате».
6. Опять новые водительские права
С 1 декабря вступил в силу приказ МВД, который в очередной раз меняет внешний вид водительского удостоверения. Неужели нам опять придется менять права?
Никаких глобальных изменений не произошло. Единственное отличие новых прав в том, что на лицевой стороне в/у надпись «Водительское удостоверение» продублируют на французском (Permis de conduire) и английском языках (Driving licence). Если помните, ранее удостоверение уже имело надпись на французском, но ее почему-то «потеряли» при внедрении прав нового образца. В 2019 году надпись вернули и продублировали на английском. Теперь же в силу вступил приказ МВД, узаконивший такой формат документа — не прошло и года.
Мнение эксперта
Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»:
«Владельцам водительских удостоверений старого образца обращаться в ГИБДД и менять их не нужно: с этими документами можно продолжать ездить до момента истечения их срока действия. Формально удостоверения, в которых название документа не переведено на английский и французский языки, не соответствуют международной Конвенции о дорожном движении и может вызывать нарекания за границей. Вступивший в силу приказ МВД исправляет это упущение. При этом, еще раз подчеркну: прежние удостоверения являются действующими и абсолютно законными»
«Лучшее», конечно, впереди?
Были малоприятные инициативы, которые законодатели грозились внедрить, но не успели или передумали.
Например, в 2020-м мы не получили санкцию за «обувку» не по сезону. С декабря по февраль согласно нормам техрегламента о безопасности колесных ТС все легковушки должны быть обуты в зимние шины. Идея штрафовать водителей за летнюю резину зимой будоражит умы чиновников не первый год. Однако штрафа за невыполнение этого требования пока не ввели. Так что будьте бдительны, если нарветесь на излишне креативных инспекторов ГИБДД.
А еще в декабре Минздрав решил (продлить действующий порядок медосвидетельствования для получения или замены водительского удостоверения до 2022 года. Ранее предполагалось, что 1 января 2021 года вступят в силу поправки в приказ Минздрава N 344н, согласно которым прежде, чем получить права, все водители будут обязаны пройти тест на хронический алкоголизм. Однако эта идея вызвала такую волну негодования, что в ведомстве решили временно оставить все как есть.
Хорошо бы эта инициатива так и осталась инициативой 2020 года. Ведь нововведение приведет только к удорожанию медсправки — причем как честно полученной, так и нелегально купленной. А на безопасность движения никак не повлияет.