Влетел в аварию: МВД поручили разобраться с ДТП
В больших городах распространенным видом ДТП постепенно стало столкновение с участниками уже свершившейся аварии, стоящими на проезжей части. Проще говоря, наезды на автомобили и людей, занимающихся оформлением происшествия или ожидающих приезда ГИБДД.
По данным департамента транспорта Москвы, доля таких аварий составляет 40% от общего числа ДТП, связанных с наездом на стоящий автомобиль. И растет число погибших в таких авариях.
Этим озадачилась правительственная комиссия по безопасности дорожного движения и поручила МВД изучить московскую статистику. Именно московскую. Если такие случаи действительно часты, то примут меры.
Всё поменять
Речь идет о пересмотре правил оформления ДТП. Хотя сложно придумать, что можно изменить, если после аварии есть всего два варианта действий: оформлять европротокол, если ДТП незначительное, либо дожидаться приезда ГИБДД.
Европротокол подразумевает обстоятельное фотографирование или видеосъемку ДТП его участниками – с разных ракурсов, с привязкой к местности и со всеми деталями. Для этого водителям или пассажирам не избежать пеших перемещений по проезжей части.
У водителей стало меньше пространства для маневра, а ДТП иногда перекрывают все полосы движения.
Не все водители доверяют европротоколу. Кто-то – из-за риска собственных ошибок, которые могут повлечь проблемы со страховыми выплатами. А кто-то читал КоАП и знает, что за оставление места ДТП положено лишение прав на год-полтора или до 15 суток ареста! Поэтому по старинке вызывают полицию. Но что без вызова, что с вызовом – ПДД однозначно требуют не сдвигать транспортные средства с места, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки. А вне населенных пунктов в темноте или при ограниченной видимости – еще и надеть световозвращающую одежду. После чего либо оформлять самостоятельно, либо ждать сотрудников компетентных органов.
Непонятно, что можно ускорить или смягчить, кроме времени прибытия ГИБДД и чрезмерных санкций за оставление места ДТП.
Ничего не меняя
Интенсивность движения в Москве высокая давно, но проблема заострилась только сейчас. Что изменилось хотя бы лет за десять?
Из того, что на виду: появился европротокол, а на дорогах стало теснее. И не только из-за прироста автопарка. Пять лет в Москве активно сужают основные дороги и ширину полос движения – с 3,5–4 м до 3–3,25 м, для чего понадобились поправки в ГОСТы. Сделали бы и меньше (в некоторых странах допустимы 2,75 м), но тогда, например, поливалкам не разъехаться. Сужение полос, как утверждали реформаторы, позволит увеличить их число и не приведет к росту аварийности, поскольку водители начнут ездить медленнее.
Нет, не начали. Мэрия сообщает, что среднесуточная скорость движения на основных магистралях Москвы за десять лет выросла с 45 до 55 км/ч. Обещанное увеличение числа полос тоже мало где состоялось, поскольку «сэкономленную» ширину отдают тротуарам, общественному транспорту и велосипедным дорожкам. Таким образом, у водителей стало меньше пространства для маневра, а ДТП иногда перекрывают все полосы движения. И теперь, видимо, проще поменять порядок оформления ДТП, чем выявить и устранить причины.
Что делать?
Допустим, при ДТП без пострадавших все участники сразу перемещаются на обочину, не занимаясь фотосъемкой. И ожидают ГИБДД там. Те машины, что сохранили способность к передвижению, тоже можно удалить с проезжей части. Коли речь идет о жизни и смерти, вопрос о страховом возмещении или лишении прав должен быть второстепенным. Законы должны быть ориентированы именно на то, чтобы ради избавления от толкотни в страховых компаниях или судах люди не были вынуждены стоять посреди дороги как пехота в поле во время артобстрела.
При ДТП с серьезными повреждениями и пострадавшими все усложняется. Даже если получится убрать с дороги людей и некоторые машины, то удалять осколки, обломки, масляные лужи в плотном потоке – не менее рискованно, чем фотографировать их. Бросить улики тоже нельзя: тут уже маячит уголовное наказание. Иногда людей с машинами просто некуда деть – к примеру, на эстакадах.
Первое и главное: надо снижать вероятность ДТП в целом. Нормализовать организацию движения, следить за инфраструктурой, расширять полосы, наконец. Затем – снизить до минимума время прибытия ГИБДД на место той аварии, которую не «разобрать» по европротоколу. Например, до времени прибытия скорой по срочному вызову. А что: и там, и там речь идет о спасении жизней! Однако есть подозрение, что на деле нам выдадут свод рекомендаций «Как себя вести при ДТП», и в своей смерти снова окажемся виноваты мы сами.
- Встречи с инспектором ГИБДД могут многое поведать Вам о изменениях в ПДД, рассказать, за что теперь можно лишиться прав или попасться на немалый штраф. Мы рекомендуем проверить наличие и сроки годности основных средств защиты — аптечки, огнетушителя, сигнального жилета и знака аварийной остановки.
- В магазине «За рулем» можно подобрать аксессуары для любого автомобиля! Автобоксы для внедорожников, цепи противоскольжения на кроссоверы и много полезных мелочей!