Меняем старую машину на новую: 7 принципов
(Все рекомендации основаны на личном опыте эксперта «За рулем» и текущем моменте с учетом состояния авторынка.)
1. Попробовать пару месяцев обойтись вообще без машины
Москвичей постоянно убеждают, что личный автотранспорт — пережиток прошлого, есть же транспорт общественный, такси, каршеринг, наконец. При этом, по нашим расчетам, один километр пробега на условном седане B-класса обходится частному владельцу в 8,9 руб. (примерно 574 рубля в день). Формула известная: в ней учитываются расходы на регистрацию, налоги, полисы ОСАГО и каско, стоимость ТО, топлива и остаточная стоимость при среднем пробеге 70 000 км за первые три года.
Владелец компактного кроссовера тратит по 12,3 рубля за каждый километр, или 791 рубль в день, а хозяин премиального автомобиля E-класса – по 27,6 рубля за километр, или 1766 рублей в день. И это без учета платных парковок: в центре Москвы час стоянки стоит 380 рублей. Аренда бюджетной модели — от 5 рублей в минуту, и при этом никаких проблем с парковками (только найти ее!).
У такси — свои плюсы: они хотя бы не все пробки собирают, так как ездят по выделенкам.
Но мне-то приходится ездить не только по городу, но и за город, в том числе в другие регионы! Такси и каршеринг не вариант: с такими разъездами точно вылетишь в трубу. Так что придется покупать машину. Лучше кроссовер, и побольше.
2. Составить список подходящих моделей и комплектаций и прикинуть ликвидность
Покупая новый автомобиль, учитываем, что через какое-то время его придется продать. Желательно и подороже, и побыстрее.
Самые ликвидные машины – те, что востребованы на первичном рынке. Эксперты, чей хлеб – анализ авторынка, ежегодно готовят рейтинги ликвидности на основе количества продаваемых автомобилей в одинаковых версиях, стоимости и срока реализации.
Высоколиквидны Hyundai Solaris и Kia Rio, Lada Granta и Lada 4x4, Chevrolet Niva, Renault Duster, Toyota RAV4 и Toyota Camry.
Машины, которые продать очень трудно (по крайней мере, по приличной цене), тоже известны. Например, редкий и дорогой Genesis или Mazda 6 со слабоватым для нее мотором 2.0 и механикой.
С «неликвидом» я больше связываться не собираюсь. Также решил не ограничиваться одной маркой и моделью – нужно выбрать хотя бы три. И выбирать не только сердцем, но и головой.
Мой краткий список на сегодня: Toyota RAV4 2.0 CVT, Volkswagen Tiguan 1.4 AT, Kia Sportage 2.0 AT. Все – дороже полутора миллионов. В расширенном списке – десяток автомобилей. Без кредита мне и многим осилить покупку будет трудновато.
3. Собрать максимум отзывов и провести тест-драйвы
Чтобы сделать разумный выбор, придется основательно потрудиться. Для начала изучить, что о понравившихся автомобилях писали и снимали профессионалы и любители, но, в первую очередь – владельцы. С такой теоретической подготовкой можно отправляться на тест-драйвы.
Желательно провести тест автомобиля в нескольких версиях: машины в начальных и топовых комплектациях и едут, и воспринимаются очень по-разному. Иногда – чуть ли не диаметрально противоположно.
Во время тест-драйва старайтесь прислушиваться к себе, а не к сопровождающему вас менеджеру.
Мнение эксперта
Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»:
— Смена автомобиля для большинства людей – довольно сложная операция, требуется серьезная подготовка, чтобы минимизировать риски и получить максимальную выгоду.
Во-первых, необходимо изучить рынок, чтобы четко представлять, что вы продаете и собираетесь покупать.
Во-вторых, если у вас нет достаточного опыта для самостоятельной продажи автомобиля, лучше обратиться к профессионалам – в дилерский центр, чтобы сдать машину в трейд-ин. Возможно, его оценят чуть ниже рыночной цены, но зато на новый автомобиль вам дадут скидку, которая компенсирует потерю.
В-третьих, необходимо иметь несколько запасных вариантов: обсудить продажу-покупку автомобилей с менеджерами нескольких дилерских центров, чтобы выбрать самые выгодные условия.
4. Иметь дело только с официалами
Серые дилеры заманивают покупателей сверхнизкими, на фоне официальных, ценами. Но каждый знает, где бывает бесплатный сыр. У серых есть множество схем по «разводу» покупателей, начиная с кабальных обязанностей, прописанных мелким шрифтом в договоре. Поленился, не прочитал, не понял, подписал – уже должен. И это законно!
У официалов все прозрачнее, хотя и у них любой документ нужно внимательнейшим образом изучать перед тем, как поставить подпись.
Возвращаясь к теме ликвидности: «официальную» машину легче продать – тем более с аккуратно заполненной сервисной книжкой. Впрочем, от официального сервиса можно и отказаться – если вы знаете, где и как обслуживать машину и готовы потом потерять в цене.
К тому же многие дилерские центры при покупке новой машины предлагают поставить ее на учет. По закону эта услуга не может стоить больше 500 рублей. Мелочь, но приятная.
5. Сдать старую машину в трейд-ин
Востребованные модели (а у меня сейчас такая) дилеры оценивают близко к среднерыночной стоимости. Это меня устраивает – продавать автомобиль самостоятельно, отбиваясь от перекупщиков и стараясь удержать цену, я не хочу. Не хочу и попасться на одну из многочисленных «разводок». Трейд-ин снижает риски и сокращает цепочку между продажей машины и покупкой новой.
Будь у меня совсем старый автомобиль, я бы рискнул продавать его самостоятельно. А при сдаче автохлама в утиль можно получить 50–70 тысяч рублей.
6. Изучить все предложения дилеров
К сожалению, я не подхожу под требования госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», а то мог бы получить 10% скидки. Но и без этих программ дилеры часто уступают в цене, и немало, порой даже 10% – особенно если машина в маловостребованной комплектации или ожидает рестайлинга/смены поколений. Можно выторговать дисконт и в конце месяца или квартала. А под занавес года скидки обычно бывают и того больше: ведь для покупателя совсем скоро машина «постареет» на год!
Однако прошлый год был нехарактерный: пандемия внесла коррективы. Из-за длительной остановки производства на многих автозаводах на рынке новые автомобили всех востребованных марок и моделей до сих пор в дефиците. Дилеры убеждают брать машины «по наличию», из того, что есть у них на складах. И это предложение имеет смысл, ведь, по прогнозам аналитиков, в наступившем году машины будут только дорожать, и лишь в 2022-м (и то по оптимистичным сценариям) рост цен пойдет на убыль.
Может быть, вас устроят программы, сочетающие в себе элементы лизинга и кредита с отложенным остаточным платежом, — они позволяют снизить ежемесячный платеж за кредитную машину. Те или иные вариации на эту тему есть сегодня у многих марок (вернее, банков, сотрудничающих с ними).
7. Оформить каско
Если вы покупаете автомобиль в кредит, вас автоматически обязывают приобретать полис каско (а зачастую – страховать и жизнь со здоровьем). Если вы рассчитываете только на свои финансы, от страховки можно и отказаться. Но я бы не стал: с автомобилем может случиться что угодно, от падения сосульки до угона. Это и моральный удар, и большие финансовые потери. Каско на понравившиеся мне модели будет стоить 50 000-60 000 рублей (в зависимости от франшизы). Вместе с ОСАГО – чуть дешевле. Можно оформить страховку в рассрочку. По-моему, крепкий сон куда дороже.
Резюме
Чтобы провести смену автомобиля с минимальными потерями, нужно как следует подготовиться. Цепочка «обращение в дилерский центр – трейд-ин – приобретение нового автомобиля» самая короткая и простая. И заложите в бюджет страховку от угона и ущерба – чтобы потом не кусать локти от досады.
- Ответы на часто задаваемые вопросы про кредит на б/у автомобили — тут.
Фото: Depositphotos, Unsplash, «Автостат»