Эльф, Гном, Рапан... — забытые концепты АВТОВАЗа

А еще в те времена появились Москвич-2139 Арбат, Питер-Турбо, ЛуАЗ-Прото... Они не стали серийными машинами. Но какие эффектные были шоу-кары!

Небывалые и невероятные грузовики, придуманные советскими дизайнерами в 1980-х, мы вспоминали в этой публикации. А здесь можно полюбоваться на первые «дрим-кары» времен перестройки, рожденные в лабораториях НАМИ.

ЛуАЗ-Прото


Автомобиль, вошедший в историю как ЛуАЗ-Прото, прямого отношения к Луцкому заводу не имел. Его сделали на конкурсной основе в ленинградской лаборатории НАМИ. Внедорожник с пластиковыми панелями на пространственном каркасе отличали свежий дизайн трансформируемого кузова и новая трансмиссия: шестиступенчатая коробка с первой и второй понижающими передачами, ШРУСы в подключаемом переднем приводе. Передняя подвеска – со стойками McPherson, задняя – типа De Dion.


Экспериментальный ЛуАЗ-Прото ленинградского филиала НАМИ – альтернатива машине с индексом 1302, которую разрабатывали в Луцке.


От серийного производства такой концепт был куда дальше, нежели ЛуАЗ‑1302, который параллельно проектировали на заводе. Хотя и 1302 до серии не довели.

Концепты АЗЛК


Москвич‑2139 Арбат – не самый красивый, но один из самых оригинальных концептов АЗЛК.

На АЗЛК в 1991 году на узлах Москвича‑2141 соорудили минивэн Москвич‑2139 Арбат. Эффектный автомобиль позиционировали как некую перспективу на серию.



А вот Москвич‑2144 Истра представлял собой лишь макет-фантазию на тему «Транспорт 2000». Под алюминиевым кузовом с огромной подъемной дверью предполагали разместить ультраэкономичный импортный дизель, с которым обтекаемый автомобиль должен был расходовать фантастические 2,2–3,5 литров солярки на 100 км. Проверить это никому, понятно, не удалось.

Эльф и Гном


Позже иных заводов – уже в новой России – за концепткары взялся ВАЗ. Шоу-стопперами выставок начала 1990‑х годов стали малыши ВАЗ‑1151 Гном и ВАЗ‑1152 Эльф с дизайном Евгения Лобанова и конструкции Николая Тазтдинова. Гном – на агрегатах Оки, а Эльф был электрическим, и оба ездили! Эльф даже занял второе место в ралли электромобилей в Монте-Карло.


Тольяттинский электромобиль 1998 года Рапан, который возили на автосалон в Париж, несмотря на умопомрачительный дизайн, тоже был ходовым – с начинкой от электрической Оки. Передние сиденья разворачивались, задние двигались в большом диапазоне, рулевая колонка регулировалась и автоматически поднималась при открывании двери.

Умопомрачительный вазовский Рапан, несмотря на оригинальный кузов, тоже был ходовым электромобилем.


А конец прошлого века ВАЗ отметил компактной Ладой Родстер на узлах тогда еще несерийной Калины. Этот автомобиль по конструкции и дизайну в иных реалиях мог бы стать и мелкосерийным.


В отличие от макета Питер-Турбо. У знатоков вазовской кухни имя ассоциировалось с бывшим главным конструктором, ныне уже покойным Петром Михайловичем Прусовым. Но концепткар назвали в честь автомобиля, придуманного для романа «Остров Крым» Василием Аксеновым. Так вот причудливо извивалась наша история.


История перестроечных концепткаров – интересных, фантастичных, иногда наивных – заканчивалась вместе с ХХ веком. Наступили куда более прагматичные времена. Не совсем уж скучные, но с иными посылами и просто с иным духом.

ИНОСТРАННЫЙ ЛЕГИОН

За рубежом концепткары с прицелом на новый век стали делать еще в начале 1980‑х. В ФРГ в рамках федеральной программы в 1981‑м построили несколько автомобилей. Однако крупные фирмы отнеслись к этому делу по-немецки расчетливо и практично.


Audi 2000 был самым приземленным, по сути – прологом к новому седану серии 100. На нем стоял дизель объемом 1,6 л (90 л.с.). Средний расход топлива – 6,9 л/100 км.

Mercedes-Benz Auto 2000, хотя и был хэтчбеком, имел черты S‑класса следующего поколения. Для него предполагались бензиновый и дизельный моторы, с которыми средний расход составлял 9,3 и 7,5 литров соответственно. Далеким от реальности был лишь вариант с газовой турбиной.

Самым футуристичным стал Uni-Car, созданный несколь­кими немецкими НИИ и университетами, которым не надо было думать о земном. Кузов разработал Джоржетто Джуджаро, а изготовила кузовная фирма Karmann. Передок обтекаемой машины (Сх=0,24) сделали из мягкого пластика, дружелюбного к препятствиям, а главное – к пешеходам. На концепткар поставили экспериментальный 2,5‑литровый 98‑сильный дизель, созданный при участии фирмы MAN.


Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в