Провальный проект СССР: лопата на гидравлике
В 1952 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте строительного и дорожного машиностроения разработали первую лопату с гидравлическим приводом.
Базовое шасси – от полноприводного ГАЗ‑63 с укороченной на полметра рамой. Название Э‑151 расшифровывалось просто: экскаватор с ковшом объемом 0,15 м³ первой модели. Высота и глубина копания достигали 2 м.
Новинка привлекла внимание Министерства обороны СССР, а потому в 1953 году первый Э‑151 поехал демонстрировать возможности. К сожалению, забавная машинка при копании твердых грунтов то и дело опрокидывалась. Так что она и осталась невостребованной.
Вообще поэкспериментировать в СССР любили. Например, всем известному «козлику» ГАЗ-69 для езды по снежной целине пытались приспособить... роторно-фрезерный движитель.
ГАЗ‑69 был настолько неубиваемой и универсальной машиной, что легко переносил любые опыты. По ходу одного из них внедорожник поменял штатные колеса на… большие фрезы. Они прорезали снежный покров на десятки сантиметров и цеплялись за плотный грунт, обеспечивая движение без пробуксовки. Установленные на раме опорные лыжи уменьшали давление, удерживая машину на снежной целине. Но на серийной технике такой движитель не прижился.
Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, как в Киеве скрестили Запорожец с мотоциклом и получили грузовик?
Есть вопросы? Задавайте! [email protected]
- У самого массового грузовика СССР была масса редких и необычных версий.
- Если вам удобнее читать (или смотреть) нас в соцсетях, подписывайтесь на «За рулем» в Instagram, ВКонтакте, Facebook, YouTube, Яндекс.Дзен.
- Интернет-магазин «За рулем» рекомендует безопасные для здоровья ароматизаторы.
- Металлический сменный подпятник — оптимальное решение для реставрации старых ковров и обновления дизайна салона.
Фото: из архива автора