Загадка: почему советский дизель назывался «Коджу»?

Подсказка: это слово — не иностранное, двигатель-то отечественной разработки!

Довоенный журнал «За рулем» (№ 5, 1939), рассказывая о преимуществах дизельных двигателей, упомянул, что в международном дизельном конкурсе 1934 года участвовали два ярославских грузовика, оснащенных дизелями «Коджу». Машины тогда заняли первое место по запуску, второе по расходу топлива и пятое по совокупности качеств!

Впрочем, ни один из участвовавших в конкурсе дизелей не был пригоден для массового производства, и поэтому НАТИ было предложено пересмотреть конструкцию «Коджу». В 1938 году переконструированные под массовое производство «Коджу-НАТИ» были представлены на государственное испытание.

Выпустить первую серию (несколько сот) дизелей «Коджу-НАТИ» мощностью 105-110 л. с. для ярославских пятитонок поручили Уфимскому моторному заводу. Специалисты НАТИ, в свою очередь, должны были поднять мощность этого двигателя до 120-125 л. с., чтобы его можно было применить для проектируемого в то время семитонного ярославского грузовика.

«Коджу» – это четырехтактный шестицилиндровый дизель для грузовых автомобилей. Он полностью отечественный и получил имя в честь Иосифа Сталина. Название расшифровывалось просто – «Коба Джугашвили».

Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, какое передовое техническое решение отличало ГАЗ-М20 Победу?

Есть вопросы? Задавайте! [email protected]

Фото: ФГУП «НАМИ»

Подпишитесь на «За рулем» в