Вагонная компоновка, новаторский дизайн, электрическая трансмиссия — революционный ЗИС появился на свет в 1946 году. Но без заимствований не обошлось.
Большой городской автобус, появившийся в 1946 году, стал не только одной из главных примет новой мирной жизни и возрождения разоренной страны – для СССР он стал технической революцией. ЗИС‑154 – первый серийный отечественный автобус вагонной компоновки, с передовым по тем временам дизайном. Правда, делали такие машины в небольших масштабах и не долго. И тому были причины.
ЗИС‑154 поражал необычным для нашей страны передовым дизайном: вагон с двумя автоматическими пассажирскими дверями, с большой площадью остекления и даже с изящным декором. ЗИС‑154 длиной 9500 мм для СССР был небывало вместителен: 34 посадочных места, а общая вместимость – 60 пассажиров. Машина имела революционную заднемоторную компоновку и диковинную электрическую трансмиссию. Для ЗИС‑154 тоже заимствовали дизайн, да и конструкцию автобусов Yellow Coach, но более поздних – серии Т. Выпуск американских машин этого семейства начали в 1940 году. Во время войны компания Yellow Coach перешла под контроль концерна General Motors и автобусы стали носить марку GMC. У ЗИС‑154 был предшественник – экспериментальный заднемоторный автобус НАТИ-А 1938 года. Эту машину копировали с передового американского автобуса Yellow Coach, который закупили в США для изучения в НАТИ. В общих чертах конструкция советского кузова повторяла американский образец марки Yellow Coach, он же – GMC. Хотя в деталях советский и американский кузова немного отличались. Американские машины делали в разных и по длине, и по набору агрегатов модификациях. ЗИС‑154 – первый серийный советский автобус с несущим кузовом. Рамы в привычном понимании – в сборе с агрегатами – самоходной, у него не было. В основе кузова лежало мощное сварное основание. От него вверх шла стальная ферма, на которую и крепили обшивку боковин и крыши. Двухтактные дизельные двигатели GMC в США в разных версиях ставили на грузовики, автобусы и различную тяжелую технику. На автобусах GMC (Yellow Coach) серии T монтировали не четырехцилиндровые моторы, а их конструктивные аналоги – двухтактные «шестерки» GMC‑6–71. Выпуск аналогичных «шестерок» под маркой ЯАЗ‑206 позднее тоже наладили в СССР. ЗИС‑154 – первый серийный советский автобус с дизелем. Ранние машины оснащали американскими моторами GMC 4–71 производства компании Detroit Diesel – отделение концерна General Motors. С 1948 года на наши автобусы ставили копию этого агрегата – ЯАЗ‑204. Двухтактный четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 4,65 л развивал 110 л. с. Такой же двигатель, кстати, монтировали и на грузовики ЯАЗ‑200. Пневматические тормоза ЗИС‑154 – тоже впервые на серийном советском автобусе – заимствовали у американцев. Такую конструкцию тоже опробовали еще на опытном НАТИ-А 1938 года. Аналогичные по конструкции пневматические тормоза стояли и на грузовике ЯАЗ‑200. Дизель стоял в корме ЗИС‑154 поперечно и работал в паре с генератором постоянного тока. Под полом автобуса размещался электромотор, от которого момент шел к заднему мосту. Эту конструкцию полностью скопировали с Yellow Coach TDE 1940 года. В США машин с электрической трансмиссией в нескольких версиях сделали всего ничего – менее четырех десятков. Большинство автобусов имели обычную трансмиссию. Трамвай МТВ‑82, производство которого в Москве начали в 1947‑м, тоже имел кузов, унифицированный с ЗИС‑154. Дальний родственник ЗИС‑154 – первый послевоенный (1946 года) троллейбус тушинского завода – МТБ‑82. Его кузов максимально унифицировали с автобусным по конструкции и стилистике. В электросетях
Безрамный автобус ЗИС‑154 – передовая для своего времени, но далеко не самая удачная отечественная конструкция. Дорогая в производстве, сложная, ненадежная машина с электротрансмиссией оказалась очень шумной, а двигатель – дымным. Что особенно неприятно в городах.
До 1950 года изготовили всего 1165 автобусов. Причем последние десятки машин – в варианте ЗИС‑154А, с бензиновым шестицилиндровым мотором мощностью 105 л.с. и с той же электрической трансмиссией. После ЗИС‑154 в производство в Москве запустили ЗИС‑155 – более дешевый, традиционный по конструкции автобус – с бензиновым мотором и механической коробкой передач. От ЗИС‑154 он унаследовал конструкцию кузова и внешние черты.
- Откуда ведет свою биографию ЗИЛ-130? Все подробности об его американских родственниках здесь.
- Как появилась и умерла Таврия, читайте тут.
- Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт? Об этом узнайте по этой ссылке.
- Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
- Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
- Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
- Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
- Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
- Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
- С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
- Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
- О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
- Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
- Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.
Фото: из архива «За рулем»
От качества составляющих компонентов, дистиллятных масел, смеси углеводородов и синтетических продуктов, всевозможных макрополимерных присадок зависит последующий срок эксплуатации механизма. Любой смазочный материал, масло, должен приобретаться только в официальных магазинах и организациях.
Багажник на крышу незаменим при поездках за город, переездах и, конечно, путешествиях. В нашем интернет-магазине можно подобрать соответствующий конструктивным особенностям вашего автомобиля.
Подпишитесь на «За рулем» в