Новый Renault Duster: вам бензин или дизель?
Как я засадил Дастер
Дагестан. Горный ручей. Лупит весеннее солнце. До ближайшего села километров десять. Красотища – глаз не оторвать. По забытой Богом железке почапал тепловозик с двумя вагончиками. Эй, стой! Не услышали… А было бы прикольно – ни разу не дергал машину тепловозом.
Умные люди как делают? Сначала идут искать брод, а уж потом едут. Мне показалось, что дно ровное, выходить из машины было лень – а там промоина. Хрясь! И левые колеса как в трясину засосало.
Буксовал долго. Враскачку. Влево‑вправо. Само собой, с заблокированной муфтой и с отключенной ESP. Бесполезно. Уже на брюхе. Плюс лишь в том, что муфта привода задних колес не перегрелась – но с ней и прежде проблем не было.
Поддомкратил заднее колесо. Откопал. Поддомкратил переднее. Еще откопал. Толк есть – но только с правой стороны. А левой стороной Duster всё сильнее стаскивается в горный ручей и водительскую дверь уже не открыть – вода пойдет через порог.
Поднялся на гору. Есть связь! Вызвал подмогу. Приехал старый Duster – тоже дизельный, слышно издалека. С треском у 109‑сильного дизеля 1.5 dCi всё хорошо, а с шумоизоляцией подкапотки – по-прежнему плохо.
Дернули динамической стропой. Вечером прикинули убытки. Потеряна заглушка задней буксировочной петли: единожды снятая, она хлипко встает обратно в бампер – видимо, позже ее выбило напором воды. И прикончили моднявые черные колеса, которые ставят в исполнении Edition One: будучи поцарапанными от долгого буксования в гальке, они потеряли товарный вид. Весь этот глянцевый городской лоск – не для здешних мест. И не верьте блогерам: левая штанина у меня все дни была грязной, по выступающим порогам новый Duster не лучше прежнего.
Бензин и дизель
Дизельный Duster на бездорожье очень хорош – если, конечно, самому не зевать. Тяги хватает в большинстве ситуаций, и дозировать ее очень удобно даже на малом ходу, что крайне важно, когда пробираешься шепотом, а таких мест у нас было немало. Прекрасно работает система контроля скорости на спуске, причем скорость регулируется просто педалью: добавил газку, отпустил педаль – и машина будет равномерно поддерживать более высокую скорость, чуть притормозил, отпустил – будет тащиться медленнее.
Бензиновый турбомотор понравился меньше. Он намного мощнее и даже превосходит дизель по крутящему моменту, но на малых скоростях я намучился. В тяжелых условиях на первых двух передачах работать газом надо прецизионно, иначе – как на плохо отрегулированной карбюраторной тачке: то мало газу и всё захлебывается, то очень много и бросок вперед.
Так что расклад предельно простой: дизель – для тяжелой работы, бездорожья, таскания прицепа, а бензиновый 1.3 Турбо – городской житель.
Об этом же говорит и механическая шестиступка: первые четыре передачи у дизеля и бензина нарезаны одинаково, и лишь пятая/шестая у бензиновой машины явно растянуты – для автобанной езды. И электроусилитель, который дает чистый, свободный от ударов руль, – в самую масть. Кстати, вне дороги с ним тоже не было проблем.
Расход
На Дастере 1.3 Турбо за городом с нечастыми и спокойными обгонами вышло 6,8 л/100 км. На дизеле в режиме «за городом + немного побуксовать» получилось 7,0 л/100 км. Сравнивать эти показатели нельзя, потому что получены в разных условиях, но результат в обоих случаях приятный.
Разгон
В нормальных условиях инструкция рекомендует трогаться со второй передачи. У нас условия ненормальные, поскольку Duster – машина не для светофорных стартов. Но читатели интересуются предельной динамикой – и я раскручиваю мотор до 5000 об/мин.
На бензиновом Дастере при жестком старте с первой при работающей ESP получилось 13,0–13,4 с до 100 км/ч – всё тоскливо, ESP сразу душит мотор при пробуксовке. С отключенной ESP вышло 10,20 в одну сторону и 10,26 в другую, но это очень жесткий разгон со спортивными переключениями на грани издевательства над коробкой. А в ТХ указаны 10,7 секунды. Как так? Может, кто-то перед нами залил в бак 98‑й бензин? Ответа я не нашел.
На дизельном Дастере я стартовал уже со второй и только с отключенной ESP. В разные стороны получилось 13,8 и 13,7 с до 100 км/ч, что близко к паспортным 13,3 с.
Вариатор?
Не ездил. И не испытываю особых иллюзий. Пока в России продано лишь 16 тысяч машин в варианте 1.3 Турбо + вариатор – это, как вы понимаете, Каптюры и Арканы. Всего несколько десятков машин перевалили за 100 000 км, у остальных пробег существенно меньше. Специалисты Renault говорят, что пока не было замены ни одного силового агрегата – и это хорошо. Но вариатор конструктивно не очень приспособлен к тяжелым и особенно рваным, пиковым нагрузкам. Для города – сгодится. Для эксплуатации в горах – едва ли.
Музыка и свет
Мультимедийка от Арканы – единственное, что раздражает меня в новом Дастере. Экраном, интерфейсом, возможностями. Кто купит машины попроще, будет довольствоваться кнопочной «головой», а то и вовсе без музыки останется (на базовых машинах ее нет).
А вот рефлекторные галогенные фары одинаковые на всех машинах. Я поездил ночью. Они светят. Но свет желтый и рыхлый. Видно, как перекрещиваются пучки фар, причем в метрах двадцати маячит какое-то темное пятно. Не удивлюсь, если люди начнут колхозить светодиоды.
Дороже миллиона
Начальную цену на Duster удалось удержать заметно ниже психологического барьера в миллион рублей. Но за 945 тысяч предлагают переднеприводный Duster 1.6 в комплектации «шаманский бубен»: 114 сил, пятиступенчатая механика, две подушки, передние электрические стеклоподъемники, электропривод зеркал – и всё, даже кондиционера нет.
Реальный Duster для жизни – это минимум 1 150 000 рублей за 1.6 с полным приводом (117 л.с.), шестиступкой, кондеем и простейшей аудиосистемой. А если не хочешь тыркаться с передачами, выкладывай 1,4 миллиона за 1.3 CVT в более богатом исполнении Drive.
При прочих равных Duster получается чуть дешевле ближайших конкурентов, среди которых самые крепкие позиции у Креты. Но при всем многообразии выбора (пять моторов!) нас вновь ставят в жесткие рамки. Хочешь автомат? Нет, только вариатор – и только с бензиновым турбомотором. Доверяешь старому двухлитровому атмосфернику? Он только с механикой. Для города нужен передний привод с автоматической трансмиссией? Нет такого, это вам за Каптюром, который помоднее и подороже. Куда бедному крестьянину податься?
Выбираем комплектацию
Для села, на мой взгляд, лучшим выбором будет дизельный вариант. Прежде на его долю приходился 21% продаж, и этот расклад наверняка сохранится. Только не заливайте в бак печную солярку и не покупайте смолистую тепловозную – быстро приговорите пьезоэлектрические форсунки. А при эксплуатации в тяжелых условиях чаще меняйте моторное масло, иначе придется раскошелиться на новый картридж турбокомпрессора гораздо раньше плановых 150–200 тысяч км. Ещё и шатунные вкладыши можно прикончить – и это уже будет не экономия, а лишь отложенные большие траты.
Мотор 1.6 H4M тольяттинской сборки (114 или 117 сил) – экономия во всех смыслах. Цепной привод ГРМ – хорошо. Алюминиевый блок – не очень. Необходимость подбирать толкатели каждые 80–100 тысяч километров – тоже не сахар. Я бы не взял.
Турбомотор 1.3 будут брать по убеждению (мощный, экономичный), по незнанию – неопытные покупатели, которые плохо разбираются в железе, и желающие во что бы то ни стало иметь автоматическую трансмиссию. На редакционной Аркане парочка 1.3 + вариатор живет уже 55 000 км без особых проблем, но как она будет работать на Дастере в более тяжелых условиях – вопрос.
Самым популярным был двухлитровый бензиновый мотор F4R. Чугунный блок, 143 «кобылы», надежный как кувалда. Среди явных минусов – проблемные прокладки блока дроссельных заслонок и ременной привод ГРМ: если прозевать замену ремня, поршни встретятся с клапанами. Уверен, что многие остановят свой выбор на нем – хотя теперь он только с механической коробкой. Если сердце лежит именно к этому мотору – берите.
В былые времена F4R и его турбированные версии ставили на бессчетное количество моделей, а теперь атмосферник есть лишь у нас и в Бразилии. Сколько его еще продержат на конвейере во Франции – никому не известно. Но ясно, что специально для России выпускать этот двигатель не будут – на следующем Дастере мы его не увидим.
Для себя?
Себе я Duster купил бы. Неубиваемая подвеска, надежная муфта, крепкий задний редуктор – я такое люблю. Он честнее Каптюра, вместительнее Арканы, дешевле Креты и для жизни в условиях чуть легче таежных лучше любой Нивы.
Мне даже не нужен автомат и уж тем более вариатор – не разучился еще работать мешалкой. Для полного счастья хочется лишь самую малость: хороший головной свет, удобную мультимедийку и чтобы щетки перестали мазать грязь у левой стойки лобового стекла и перед глазами пассажира. Или это я совсем уж размечтался?
Renault Duster 1.5 dCi
- Длина/ширина/высота/база 4341/1804/1682/2676 мм
- Клиренс 210 мм
- Снаряженная/полная масса 1406/1956 кг
- Максимальная скорость 167 км/ч
- Разгон 0–100 км/ч 13,3 с
- Объем багажника (VDA) 428–1720 л
- Двигатель дизельный, Р4, 8 клапанов, 1461 см³; 80 кВт/109 л.с. при 4000 об/мин; 240 Н·м при 1750 об/мин
- Расход топлива городской/загородный/смешанный циклы 5,6/5,2/5,3 л/100 км
- Топливо/запас топлива дизтопливо/50 л
- Трансмиссия полный привод; M6
Средство Fabric Cleaner Spray Soft99 — дезодорант, антисептик и ароматизатор одновременно. И эффект тройной: очистка, удаление неприятных запахов и уничтожение бактерий. Подходит для сидений из ткани, искусственной кожи и деталей из пластика. Безопасен и экологичен, возможно использование также для детских сидений.
При появлении запаха бензина, ухудшении динамики и повышенном расходе топлива стоит поменять свечи зажигания. Пусть это будут свечи, рекомендуемые заводом-изготовителем и протестированные «За рулем».