Как в танке! 10 уникальных решений ЗАЗ-965
Нужный, но нелюбимый
У «горбатого» автомобильчика с надписью «Запорожець» (именно так, с мягким знаком!) была тяжелая судьба: его невзлюбили! ЗАЗ-965 и его модификации так и остались объектом для насмешек, анекдотов и оскорблений.
А ведь именно ЗАЗ-965 стал первой машиной, доступной большинству рядовых советских граждан. Москвичи и, тем более, Волги предназначались для обеспеченной прослойки населения.
Только для ЗАЗ-965 делали:
1. Двигатель, как у танка
V-образной конфигурацией двигатель напоминал мотор Т-34.
2. Мотор, не нуждающийся в охлаждающей жидкости
Оно и понятно: он охлаждался воздухом. Большинство Запорожцев ездили с приоткрытым капотом, подпираемым дощечкой: мотор нещадно перегревался.
3. Двигатель — «в багажник»
Заднемоторная компоновка служила поводом для анекдотов. Один владелец говорит: представляешь, из машины мотор ночью украли! Второй отвечает: не переживай, у меня сзади запасной лежит!
4. Автономную печку
5. Взаимозаменяемые стекла
Спереди и сзади стояли одинаковые детали. Недорого и практично.
6. Самооткрывающиеся двери
Двери на ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед, как, например, на Волге. И очень часто плохо прикрытая дверь на ходу открывалась, обрывая слабенький ремешок-ограничитель и оставляя вмятины на кузове.
7. Плоское днище для плохих дорог
Оно позволяло Запорожцу проползать по колее там, где остальные легковушки пасовали. Ни кардана, ни глушителя под брюхом не было: мотор-то сзади.
8. Механизмы управления для инвалидов
ЗАЗ-965 — первый в СССР серийный автомобиль для людей с ограниченными возможностями.
9. Шестизначный одометр
Он измерял пройденное расстояние с точностью до сотен метров!
10. Багажника не было
Спереди скрывались бензобак, запасное колесо, грелка с водой для стеклоомывателя и набор инструментов.
- 12 малоизвестных модификаций «горбатого» смотрите тут,
Фото: из архива автора