Забытый проект СССР: особенный автобус
Необычный городской автобус ЗиУ‑6 разработали в 1959 году на базе троллейбуса ЗиУ‑5: в планах был параллельный выпуск обеих машин на заводе имени Урицкого в Энгельсе Саратовской области.
Завод имени Урицкого приступил к подготовке производства автобуса большой вместимости — ЗиУ-6, — писал журнал «За рулем» в 1959 году. — Впервые в стране будут выпускаться автобус и троллейбус почти с одинаковыми кузовами. Унифицированы также агрегаты ходовой части, рулевое управление, вспомогательное оборудование. В автобусе ЗиУ-6, так же как и в троллейбусе ЗиУ-5, 35 мест для сидения. Полная его вместимость составляет 120 пассажиров.
Изначальная компоновка кузова под троллейбус позволяла разместить двигатель только под полом салона. В итоге на опытный образец автобуса установили два бензиновых шестицилиндровых двигателя ЗиЛ‑158, соединенных гидромуфтой от ГАЗ‑12.
Серийную пятиступенчатую коробку передач от автомобиля МАЗ‑200 оснастили электропневматическим двухпедальным управлением. Позднее на модернизированный вариант автобуса ставили венгерский дизель Raba и чехословацкую коробку Praga‑2M70.
Запуск серийного производства автобуса с индексом ЗиУ‑680 был одобрен отраслевым руководством, но вскоре предприятие в Энгельсе переключилось на выпуск нового троллейбуса ЗиУ‑9, а потому ожидаемый эффект от унификации исчез, и проект автобуса закрыли.
Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, что дизель-электрический гусеничный трактор ДЭТ-250 выпускали целых 55 лет?
Есть вопросы? Задавайте! [email protected]
- В том же 1959-м в СССР пошли венгерские Икарусы.
- Чтобы защитить радиатор автомобиля от попадания камней и прочих неприятностей, можно изготовить защитную сетку своими руками или установить модельную защиту радиатора.
- Рекомендуем проверить наличие и сроки годности основных средств защиты: аптечки, огнетушителя, сигнального жилета и знака аварийной остановки.
Фото: из открытых источников