Проверили тормозные колодки: каждая третья опасна для жизни!
Чем популярнее машина, тем шире выбор запчастей у продавцов. Задумав испытания передних тормозных колодок для автомобилей семейства Solaris/Rio, мы легко приобрели в столичных магазинах 15 разных комплектов по цене от 900 до 3800 рублей.
Если бы мы захотели опробовать их по полной, в частности, определяя ресурс эксплуатации в реальной жизни, испытания растянулись бы на месяцы. Поэтому мы придумали кое-что более интересное – и показательное.
Оторвали по полной
Особое внимание мы уделили проверке прочности связи между материалом накладки и каркасом тормозной колодки. Фактически это имитация предельного режима работы тормозов, когда торможение идет, что называется, «в дым». Если в этот момент колодка разрушится, то грош ей цена – все прочие достоинства уже не будут иметь никакого значения.
Во избежание случайностей мы испытали по две колодки каждого наименования – интересно было оценить сходимость результатов.
Кроме того, проверили твердость накладок тормозных колодок. Строго говоря, это испытание не описано какими-либо ГОСТами или ТУ. Но ведь на языке автолюбителей постоянно крутятся понятия. Эта колодка «жесткая» – значит будет изнашивать тормозной диск, а эта «мягкая» – значит будет изнашиваться сама. Вот мы и решили проверить, какие колодки твердые, а какие мягкие.
Методика испытаний
Испытаниям на соответствие требованиям ГОСТ Р 41.90–99 п. 5.3.1.1 по методике ISO 6312-2014 подвергли 30 образцов. Предварительно с колодок удалили противоскрипные накладки, а заднюю поверхность очистили от неровностей. После «прожарки» колодку устанавливали на стенд с гидравлическим цилиндром, который воздействовал на нее в плоскости, параллельной каркасу.
Предел прочности определяли как отношение усилия разрушающего сдвига к площади тормозной накладки. Минимальный приемлемый предел прочности на сдвиг составляет, согласно ГОСТ, 250 Н/см2 или 2,5 МПа.
Твердость колодок определяли по методу Бринелля. Испытательная нагрузка – 250 кгс, диаметр шарика – 10 мм, выдержка – 10 с. Определяли усредненный диаметр отпечатка, оставленного шариком.
Результаты экспертизы относятся только к конкретной выборке изделий и не могут служить основанием для суждений о качестве одноименной продукции в целом.
Примерная цена 950 ₽ Прочность соединения колодки с каркасом составляет примерно половину от требуемой ГОСТом: это самые «слабые» колодки в нашей выборке. Обе колодки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 41.90-99. Вердикт: не рекомендуем |
Примерная цена 1450 ₽ Почти тройной разброс по величине разрушающего усилия: налицо нестабильность характеристик. Одна из колодок не соответствует требованиям ГОСТ Р 41.90-99. Вердикт: не рекомендуем |
Примерная цена 1400 ₽ Запас прочности – почти двойной. Одни из самых жестких колодок. Вердикт: рекомендуем |
Примерная цена 1000 ₽ Качество нестабильно: разброс по разрушающему усилию – около 40%. При этом одна из колодок не уложилась в требования стандарта ГОСТ Р 41.90-99. Вердикт: не рекомендуем |
Примерная цена 1400 ₽ Параметры колодок близкие, запас по прочности примерно полуторный. Колодки довольно мягкие. Вердикт: рекомендуем |
Примерная цена 1400 ₽ Качество нестабильно: разброс по разрушающему усилию достигает 60%. При этом одна из колодок уложилась в требования стандарта «на грани фола». Вердикт: Формально замечаний нет, но любителям активной езды лучше поискать другие колодки |
Примерная цена 3800 ₽ От колодок, заявленных как оригинальные, ожидали большего: здесь же налицо нестабильность характеристик и превышение требований ГОСТа всего на пару процентов... Вердикт: слишком дорого! |
Примерная цена 1100 ₽ Отметим большой запас прочности. Довольно жесткие. Вердикт: рекомендуем |
Примерная цена 900 ₽ Разброс характеристик солидный: одна колодка уложилась в требования с трудом. Вердикт: за такую цену – ездить можно. |
Примерная цена 1100 ₽ Обе колодки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 41.90-99. Вердикт: не рекомендуем |
Примерная цена 1200 ₽ Сильно пачкаются. Обе колодки провалили испытания. Вердикт: не рекомендуем |
Примерная цена 1700 ₽ Характеристики близкие, в стандарт уложились. Скорее всего, бережно отнесутся к дискам. Вердикт: рекомендуем |
Примерная цена 1000 ₽ В требования ГОСТ обе колодки уложились. Колодки довольно жесткие. Вердикт: рекомендуем |
Примерная цена 2000 ₽ В требования ГОСТ обе колодки уложились. Колодки мягкие. Вердикт: рекомендуем |
Примерная цена 900 ₽ В требования ГОСТ обе колодки спокойно уложились. Колодки жесткие. Вердикт: рекомендуем |
КОМУ ПОЛЕЗНЫ ЖЕСТКИЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ?
Тем, кто редко и мало ездит. На тормозных дисках таких автомобилей образуется коррозия, которую жесткие колодки, возможно, снимут быстрее. Мягким сделать это будет сложнее. Оксид железа, зловредный Fe2O3, имеет очень высокую твердость – в несколько раз больше твердости чугуна, из которого образовался.
Тормозить или сникерснуть?
Даже в ходе таких узкоспециализированных испытаний из 15 проверенных колодок мы забраковали 5 комплектов! Иными словами, каждый третий набор колодок при очень интенсивном торможении с большой скорости опасен для жизни…
AMD, CTR, Frixa, Mando, Quattro Freni – все эти бренды не укладываются в требования ГОСТ Р 41.90-99.
Твердость колодок позволяет косвенно прикинуть срок их службы. При прочих равных условиях твердая колодка наверняка проживет дольше мягкой – хотя при этом сильнее будет изнашивать тормозной диск.
Самыми «твердыми» оказались Lecar и «За рулем», а также Finwhale. Самые мягкие – Mando, TRW и Quattro Freni.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Качество производства тормозных колодок – это фактор, который не менее важен, чем качество торможения. Помимо гостированной величины – усилия сдвига (среза) накладки тормозной с пластины – стоит также обратить внимание на тип и внешний вид среза. Особо следует опасаться колодок, у которых отрыв происходит на стыке пластины и накладки. Это означает, что при интенсивном торможении, нагрев колодку, вы рискуете оторвать фрикционную накладку и остаться без тормозов.
Чтобы этого не допустить, в некоторых недорогих колодках используется так называемый «жертвенный слой» накладки толщиной около 3 мм со стороны пластины. Этот слой имеет отличные от основной массы свойства и пропитан клеевым составом, а потому сильно изношенная колодка будет тормозить намного хуже.
Удивило большое количество колодок с неоднородной, как бы неразмешанной фрикционной массой. На срезе видны комки, явно отличающиеся по плотности (а иногда и по цвету) от основной массы… Как поведет себя такая колодка – неизвестно. Поэтому, покупая колодки, советую внимательно их осмотреть.
Редакция благодарит ООО «НПО «ТАЛИС» за помощь в проведении испытаний.
- Хотите пройти техосмотр без проблем? Тогда вам нужна качественная аптечка «За рулем» с оптимальным составом и лучший огнетушитель по результатам наших тестов. Идеальным дополнением станет набор автомобилиста в удобной сумке.