Самые мощные и дорогие внедорожники: большой тест суровой техники

Месим грязь на метановом грузовике Scania Odin – и не только на нем.

В последнее время мы постоянно сетуем на рост цен – даже массовые седаны перевалили за миллион. Но это цветочки – грузовая техника, вот где хард-рок! Взять невероятно популярную у нас Сканию (она же «Скамейка»). За право обладания самым простым тягачом с низкой кабиной готовьте с десяток миллионов. Что уж говорить про карьерную и прочую суровую технику. Но и отдача любого самосвала или лесовоза гран­диозная.

И любые вложения с лихвой окупаются, если техника совершенна. Таковы ли грузовики Scania? Я отправился в Мансуровский карьер, где шведы презентовали свои машины для работы в самых лютых условиях, и поездил на трех наиболее интересных – это четырехосный самосвал Hagen, трехосный лесовоз с постоянным полным приводом и метановый самосвал Odin.

Scania Odin S с двигателем на метане очень приятна на ходу, но у самосвала 6×4 есть один минус – он легко закапывается. Нужно идти ходом.

ODIN в поле воин

Самосвал Odin с колесной формулой 6×4 предназначен для работы с каменным углем. Поэтому с загруженным гигантским кузовом объемом в 25 кубов полная масса будет как у обычного 18‑кубового самосвала. Всё дело в низкой плотности породы. Но всё равно в кузове – 37 тонн. И козырек над кабиной нужен: негоже получить куском угля «по шапке» при загрузке.

Под кабиной – 13‑литровый двигатель ОС13, работающий на метане. Газовый агрегат укладывается в нормы Евро‑6. Рядная «шестерка» выдает 410 л.с., что является максимумом для метановой линейки Скании.

Забираюсь по ступенькам в низкую кабину серии G и устраиваюсь на удобном сиденье с девятью регулировками и, само собой, отличной подвеской. О запуске двигателя сообщает только тахометр. Метановая «шестерка» работает очень тихо и без толики дизельных вибраций, характерных для обычного грузовика.

У Одина роботизированная 12‑ступенчатая коробка Opticruise: педалей всего две. Самосвал очень легко трогается, а робот вовремя подтыкает более высокую или низкую передачу. Помимо оптимальной тяги способствуя главному в перевозках – экономии топлива.

За рулем грузовой техники я оказываюсь нечасто, и каждый раз привыкаю к эффекту езды «верхом на доме». А вертикальное лобовое стекло на спусках, кажется, имеет обратный наклон. В любом случае, обзор фантастический. Как вперед, так и по бортам — благодаря развешанным по всей кабине зеркалам. На очередном спуске активирую ретардер, чтобы не пользоваться штатной тормозной системой. Ведь нет ничего страшнее, чем перегрев или отказ тормозов на тягаче или самосвале!

В кабине Скании и тепло, и уютно. Найти удобную посадку несложно – руль перемещается в широком диапазоне, а сиденье имеет девять регулировок.

Прошедший дождь изрядно размыл дороги карьера, и самосвалу 6×4 на некоторых участках было нелегко. Пару раз педаль приходилось утапливать полностью, чтобы не терять ход. Чуть замедлишься – и тяжеленная Scania увязнет. Подобная неприятность случилась с коллегой. Пришлось вытаскивать Одина тросом.

Hagen

То ли дело здоровенный Hagen с четырьмя осями и традиционным дизелем. С тех же 13 литров, что у газового мотора, снято полтысячи лошадей. Запуск куда эпичнее – кабину наполняет «тепловозная» дрожь. У Хагена тоже стоит робот Opticruise. Щелкаю флажком подрулевого джойстика и трогаюсь.

Дизель непринужденно тащит огромный самосвал с почти полной загрузкой – а это 42 тонны. Легче Одина он идет и по бездорожью. У Хагена тоже лишь два ведущих моста, но большее число колес создает меньшеe давление на грунт и он меньше проваливается.

Кузов Хагена создан для работы со скальной породой. Потому толщина металла кузова у него 15 мм (обычно она в два раза меньше). А над кабиной нависает мощный козырек, чтобы уберечь от падения кусков породы.

Огромный самосвал Scania Hagen с колесной формулой 8×4 рассчитан на скальную породу, о чем свидетельствует большой козырек над кабиной.

Лесовоз G500

На десерт – лесовоз. Двигатель у него такой же, как у Хагена: 500‑сильная рядная «шестерка». Но коробка уже обычная механическая. С демультипликатором и делителем. Все три оси ведущие, причем полный привод постоянный. Межосевые и межколесные дифференциалы блокируются. Но даже без этого G500 нагло прет по любому бездорожью. Зубастые шины Bridgestone непринужденно прокапывают путь, а тяга дизеля не требует постоянно орудовать рычагом механики.

Лесовоз G500 с 500‑сильным дизелем и постоянным приводом на три оси может увезти бревна длиной до шести метров.

Главная черта моторов «скамеек» – работа на низких, даже по меркам грузовой техники, оборотах. Поначалу мне было непривычно держать стрелку тахометра в районе 1000–1200 об/мин. Но потом я понял, что момента в этом диапазоне больше, чем у всей линейки легковых моторов какого-нибудь Kia или Renault вместе взятых. Остановить его не сможет ничто, кроме хороших тормозов и ретардера.

Запаса метана в стальных баллонах хватает примерно на 500 км. Поверка необходима каждые пять лет, а гарантийный срок службы — десять лет.

Скамейка основных

Остановить Сканию тяжело и на рынке. Не считая отечественных КАМАЗа и ГАЗа, марка Scania остается лидером среди грузовых производителей. И тут дело не только в качестве самих грузовиков, но и в разносторонней работе с клиентами, различными сервисными и лизинговыми контрактами.

Наращиваются продажи метановой техники. Метановая Scania популярна в сфере перевозок с коротким плечом, вроде бензовозов. Что же до карьерной и строительной техники, то тут главные регионы сбыта – Московская агломерация и Южный Урал.

Кто бы что ни говорил о науке и инновациях – выгоднее всего у нас копать и строить.

Scania

Odin CNG

Hagen XL 8×4

G500

Объем кузова

25 м³

Грузоподъемность

37 500 кг

42 000 кг

32 000 кг

Двигатель

газовый, Р6, ­24 клапана, 12 742 см³; 302 кВт/410 л.с. при 1900 об/мин; 2000 Н·м при 1100–1400 об/мин

дизельный, Р6, 24 клапана, 12 742 см³; 368 кВт/500 л.с. при 2100 об/мин; 2550 Н·м при 1000–1300 об/мин

дизельный, Р6, 24 клапана, 12 742 см³; 368 кВт/500 л.с. при 2100 об/мин; 2550 Н·м при 1000–1300 об/мин

Трансмиссия

6×4; Р12

8×4; Р12

6×6; М12

Подпишитесь на «За рулем» в