Конкурс с призом! — задачка про обороты мотора
ЗАДАЧА № 161
Меняем из салона
Соседи в гараже вспоминают, чем были хороши старые машины. К примеру, у них можно было сделать побольше или поменьше обороты двигателя на стоящей машине. У таких автомобилей, как УАЗ‑469, имелась даже рукоятка ручного газа. Зато у нынешних машин всё зависит от компьютера: сколько холостых он захочет сделать, столько и будет.
– Ну, не совсем так, – говорит Алексеич. – Ведь даже сидя за баранкой и не трогая эту электронную педаль газа, можно изменить обороты холостого хода, хотя бы ненадолго, кучей способов.
Кто расскажет о большем количестве способов? Какие из них были невозможны на старых автомобилях и появились лишь на современных?
Короткие ответы не рассматриваются.
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 сентября 2021 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10, стр. 1. E‑mail: [email protected].. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.
А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из майского номера «За рулем» за 2021 год.
В задаче предлагалось объяснить, почему течь сконденсированной влаги из кондиционера внедорожника УАЗ Патриот повела себя странно. Вначале струйка воды потекла интенсивно, а затем превратилась в капель.
В ответе недостаточно было просто констатировать, что из кондиционера течет конденсат. Это понятно. Неправы те, кто предположил, что отверстие для слива конденсата из кондиционера УАЗа находится не в самой нижней точке. Допустим, не в самой, но, достигнув уровня сливного отверстия, отток конденсата должен был уравняться с притоком.
Наиболее правильный и развернутый ответ дал наш победитель.
Что такое конденсат, знают все. Если в теплую и влажную погоду достать из холодильника и поставить на стол банку сока, то вокруг образуется лужица.
Те же процессы идут и в кондиционере. Самым холодным местом в системе является испаритель, а конденсирующаяся на его поверхности вода стекает через дренажную трубку под днище автомобиля.
Через несколько минут работы кондиционера поверхность испарителя охладилась до точки росы, и на ней начала интенсивно конденсироваться вода из продуваемого вентилятором воздуха. Поначалу капли конденсата небольшие – их удерживает сила поверхностного натяжения. Затем они увеличиваются в размерах, сливаются в сплошной поток и устремляются в сливное отверстие. Это и есть первая причина мощного потока из сливной трубки вначале и медленного течения далее. Такое будет наблюдаться вне зависимости от того, включен режим рециркуляции или нет.
С включенной рециркуляцией наблюдается еще один эффект. Вначале воздух, попадающий на поверхность испарителя, очень влажный, а потому увлажнение пластин максимально. Но, если включен режим рециркуляции, а им следует пользоваться, чтобы побыстрее остудить салон, то в систему будет поступать охлажденный воздух, уже лишенный избыточной влаги.
В течение какого-то времени относительная влажность в салоне падает настолько, что точка росы становится ниже температуры поверхности испарителя, а потому конденсация воды на его поверхности должна прекратиться. Это время зависит от объема и степени герметизации кузова автомобиля – для УАЗа с плотно закрытыми дверями и стеклами оно составляет несколько минут. Но нет на свете ничего идеального, в том числе и герметичных кузовов.
Влага из просачивающегося наружного воздуха в небольшом количестве конденсировалась на поверхности испарителя и через дренажную трубку в виде редких капель стекала под кузов автомобиля. Если в это время открыть дверь или опустить стекло, то наружный влажный воздух попадет в салон и будет отправлен вентилятором на испаритель. Под машиной вновь появится течь
.
Чем больше окон и дверей открыть, тем больше будет и поток конденсирующейся влаги, ограниченный лишь производительностью компрессора кондиционера. Закроем окна и двери – воздух внутри салона постепенно осушится, его относительная влажность уменьшится, точка росы понизится, а вместо потока конденсата снова будет легкая капель. Конечно, всё это применимо только к режиму рециркуляции. Если одновременно с кондиционером в такую погоду включить режим вентиляции с забором наружного воздуха, то поток конденсируемой воды будет заметным, а работа кондиционера менее эффективной.
Кстати, если бы Иваныч проделал все те же манипуляции не днем, а утром или вечером того же дня, такой яркой картинки с потоком воды из-под испарителя не получилось бы. В России относительная влажность воздуха в жаркие летние дни утром и вечером обычно значительно ниже, чем днем, а, значит, и точка росы ниже. Поток конденсата не был бы таким заметным.
Василия Катрича поздравляем с победой!
Фото: depositphotos и «За рулем»