Смерть под прицелом камеры: ужасающая статистика аварий на наших дорогах
Зависимость тяжести последствий ДТП от скорости не надо доказывать – это физика. Столичные власти ежегодно публикуют статистику: самой опасной магистралью была и остается Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД), где разрешена скорость 100 км/ч (хотя она и самая длинная – 108,9 км). Конечно, больше всего аварий – 58% – происходит на улицах с режимом «60», потому что таких улиц подавляющее большинство, но число погибших на них в десять раз меньше.
Что делают власти, зная эту статистику? Самая популярная мера – установка камер фиксации нарушений. На МКАДе, к примеру, около 400 камер! В 2021 году к имеющимся в столице трем тысячам камер добавят еще 850. Естественно, в очагах аварийности и местах повышенной концентрации нарушений.
Не тот прирост
Но вот что гласит официальная статистика НИЦ БДД МВД: на участках, контролируемых стационарными комплексами фотовидеофиксации, наблюдается устойчивый рост числа ДТП с тяжелыми последствиями. В 2020 году на таких участках зарегистрировано 2895 ДТП (+23,1% относительно 2019‑го), в которых 285 человек погибли (+75,9%) и 3840 были ранены (+22,8%).
Причины, почему так происходит, не оглашаются. Допустим, одна из них – расположение камер там, где наиболее интенсивное движение. Но есть и другое объяснение: внезапное изменение скорости движения частью водителей как реакция на приближение к камере. Или непроизвольный визуальный поиск камер – после проезда оповещающего знака. Вместо того, чтобы за дорогой следить.
Динамика показателей аварийности и числа камер ФВФ, данные НИЦ БДД МВД
| 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Общее число ДТП, тыс. | 203,6 | 204,1 | 199,7 | 184,0 | 173,7 | 169,4 | 168,1 | 164,4 | 145,1 |
Погибло, тыс. человек | 27,9 | 27,0 | 26,9 | 23,1 | 20,3 | 19,1 | 18,2 | 17,0 | 16,2 |
Ранено, тыс. человек | 258,6 | 258,4 | 251,8 | 231,2 | 221,1 | 215,4 | 214,9 | 210,9 | 183,0 |
Число стационарных камер, тыс. | 2,4 | 3,7 | 4,8 | 5,8 | 7,2 | 9,1 | 11,5 | 13,5 | 17,2 |
Число нарушений «под камерами», млн. | 28,4 | 34,6 | 40,6 | 50,3 | 61,1 | 82,8 | 105,8 | 122,2 | 145,6 |
Удивительный процесс! В целом обстановка на дорогах улучшается: с каждым годом меньше ДТП, меньше погибших и пострадавших. Но под камерами она упорно ухудшается.
Это можно было бы объяснить еще и тем, что камер становится больше, соответственно, и ДТП, ими суммарно зафиксированных, тоже. Однако все еще хуже: прирост погибших в 75,9% «под камерами» значительно выше прироста количества самих камер – в 2020 году их на дорогах стало больше на 27,4%.
Собираются ли власти что-нибудь предпринимать? Толковых идей — не как заработать на камерах, а как снизить аварийность — пока нет.
С чего начать
Хотя напрашивается несколько очевидных решений – помимо единственного, к которому обычно прибегают в таких случаях (я о снижении скоростного режима). На основании статистических данных неплохо бы подумать о дифференциации скоростного режима по принципу «день-ночь». По крайней мере, на дорогах федерального значения. На них приходится всего 12,9% ДТП, но почти половина погибших – 42,9%! И если общее число погибших за год снизилось на 5,3%, то в темное время суток произошел рост на 5,7%.
В ряде регионов одна из самых массовых «сопутствующих причин» ДТП – отсутствие горизонтальной дорожной разметки. Неудивительно, что ночью ездить столь опасно – ведь отражающая свет фар разметка помогает не только ориентироваться, но и замечать препятствия. Нужна качественная разметка! Но разметки, видимо, мы не дождемся – слишком «сложно и дорого».
А начать лучше всего с демонтажа камер, поскольку на сегодняшний день они – самый быстрорастущий фактор смертности на дорогах.
- Спасаем людей на дорогах — 5 советов государству.
- Безопасно парковаться станет легче с защитой камеры заднего вида. Используйте возможности вашего автомобиля на 100% благодаря интересным предложениям нашего интернет-магазина.
- Прагматичный способ улучшить комплектацию автомобиля — рейлинги на крышу.