Упакованная микролитражка или B-класс подешевле? Большой тест «За рулем»

В Россию вернулся наследник Матиза — Chevrolet Spark. Но цена... — под миллион! Не многовато за А-класс, как думаете? Ответ помогли найти более просторный и при этом более доступный Лада XRAY и эталон сегмента Kia Picanto.

Вы еще не забыли времена, когда Ока расходилась тиражами в десятки тысяч экземпляров? Лупоглазый Daewoo Matiz тоже брали с удовольствием – порой эти машинки по продажам среди иномарок уступали только Нексиям. Но потом как отрубило. Все последующие А‑хэтчбеки обрастали жирком, их цена неизменно росла, а популярность в народе падала.

Однако в Kia решили-таки продавать у нас обновленный Picanto. А еще в Россию вернулся наследник Матиза! Это Chevrolet Spark. Цены у машинок далеко не детские: за те же деньги можно взять более мощный и вместительный хэтчбек Лада XRAY. Мы так и сделали.

Kia Picanto
Дебют в 2017 году. Построен на общей платформе с Hyundai i10 (в Россию не поставляется). Несмотря на мини­атюрность, по цене сопоставим с более крупным Rio. Собирают в Калининграде.
ДВИГАТЕЛИ: бензиновые: 1.0 (67 л.с.) – от 849 900 ₽
1.2 (84 л.с.) – от 979 900 ₽
Lada XRAY
Дебют в 2015 году. Построен на общей платформе с Renault Sandero. Есть версия Cross – у нее увеличен клиренс, есть изменения в шасси и интерьере. Делают в Тольятти.
ДВИГАТЕЛИ: бензиновый: 1.6 (106 л.с.) – от 706 900 ₽
Chevrolet Spark
Премьера в 2009 году. С тех пор было много обновлений, но к нам привозят Спарки в дорестайлинговом исполнении. Редкий случай в сегменте: автомат входит в базовое оснащение. Производство – Узбекистан.
ДВИГАТЕЛИ: бензиновый:
1.2 (85 л.с.) – от 893 900 ₽

Битва за места

Для начала вынесу сор из избы. Жена всегда ездит на втором ряду – рядом с дочкой. Однако в Picanto ей сзади оказалось тесно, и она (впервые за восемь лет) перебралась вперед. Детская обида, слезы, обвинение в предательстве… Понятно, что после этого к Picanto у дочери сложилось предвзятое отношение. А ведь изначально Kia ей приглянулся: «Какой он желтенький и миленький!»

На асфальте Picanto радует стабильным и предсказуемым поведением. При желании можно и отжечь.

Аналогичная ситуация произошла и со Спарком – ведь сзади он едва-едва просторнее. Так что эта парочка лишь условно пятиместная (да-да, сзади там по три подголовника и ремня безопасности). Я бы охарактеризовал их вместимость как 2+2. Двое взрослых спереди и столько же детей на бустерах сзади.

Скоростное маневрирование Spark не приветствует – слишком быстро уходит в скольжение.

А вот в Ладе никаких споров не было – второй ряд полноценный. В мелочах задним пассажирам XRAY нравится больше: есть потолочное освещение, кармашки в дверях и тыльной части передних сидений. Багажник у нее не ущербный – закупаемый на выходных недельный запас снеди поместится без проблем. Про парочку Picanto/Spark такого не скажешь: в них тележку из супермаркета не разместишь – разве что пару корзинок.

Скоростные повороты XRAY не любит – слишком инертен, а система стабилизации срабатывает чересчур резко. XRAY, даром что мощнее соперников, ускоряется не шибко быстрее их.

Блеск и нищета

За время отсутствия Spark образца 2009 года ничуть не поменялся. Салон – откровенно старомодный. Массивная передняя панель с напоминающей потекшее мороженое центральной консолью вызывает ностальгию. Равно как и «магнитола» без цветного сенсорного экрана. Климат-контроля как не было, так и нет – только кондиционер. Регулировка ремня безопасности по высоте есть только у водителя. Низкобюджетность в Спарке кричит из всех углов.

Chevrolet Spark


Основная претензия к салону – не старомодный дизайн и не скромная отделка, а недостаточно щедрая комплектация. Автомат меняет передачи странно – иногда невпопад.

Но есть проблемки и посерьезнее. Массивные стойки крыши ухудшают обзорность. Камеры заднего вида нет. В Спарке – самая короткая в мире подушка сиденья, недостаточный для рослых водителей диапазон продольной регулировки, а настройки по высоте и вовсе нет. Ситуацию усугубляет и отсутствие площадки для левой ноги.

Каждый из нашей тестовой группы норовил поскорее перебраться из Спарка в другую машину.

Удобней всего водителю в Picanto. Здесь классное кресло с широкими диапазонами регулировок и уникальной для сегмента возможностью настройки подголовника в двух плоскостях. Катаешься день-деньской, и совершенно не устаешь.

Kia Picanto

Салон красив и эргономичен. Водитель тесноты не чувствует. Автомобиль с большой буквы! К тому, как переключается автомат, претензий нет. Вот только рычаг в ступеньках паза иногда заедает.

И вообще, в Picanto царит позитивная, молодежная атмосфера. Ее задают ярко-красные акценты в интерьере, подрезанный по нижней хорде руль, алюминиевые накладки на педали. Радует внимание к мелочам: мягкие подлокотники в дверях, цветной экран трипкомпьютера и аж две полочки для смартфонов (6,5‑дюймовое устройство легко помещается).

В Picanto много оборудования, которого соперники предложить не могут: шесть подушек безопасности, обогрев руля, бесключевой доступ и кнопка запуска двигателя, круиз-контроль с ограничителем скорости, контроль слепых зон. Есть даже автоматика складывания боковых зеркал.

Lada XRAY

Скучноватый интерьер попытались разбавить коричневыми вставками. Получилось? Механика работает четко. За 30 тысяч рублей предлагают роботизированную коробку АМТ с одним сцеплением.

В Иксрее преимущества в классе не ощущаешь. Напротив, после Picanto (но не Спарка!) его салон кажется бедным и невзрачным. Простенькие по профилю сиденья, незатейливая приборка, отсутствие центрального подлокотника и бестолковые подстаканники, в которых ничего толком не держится.

Но есть и козырь – медиацентр EnjoY Pro со встроенными сервисами Яндекс.Авто и голосовым помощником Алисой. Ничего подобного у соперников нет. Как нет и такого качественного звука – из ноунейм-динамиков вазовцы выжали максимум.

Вездеходы города

Главный козырь А‑хэтчей – фантастическая маневренность в условиях городской тесноты. Благодаря размерам с детскую коляску им требуется минимум времени на поиск парковочного места. Увидел щель между машинами – влез.

Утром кто-то на большом седане «запер» Spark. Но, к удивлению моих соседей, Шеви спокойно просочился в зазор и был таков. На Иксрее бы такой фокус не прошел. А сколько раз я умудрялся прошмыгнуть сбоку от закрытого шлагбаума! Каюсь, есть грешок. Что ни говори, микролитражки в мегаполисах чрезвычайно удобны.

Энергоемкая подвеска уверенно проглатывает даже жуткие с виду кочки.

На городских скоростях динамики нашим карапузам хватает – до 60–80 км/ч они ускоряются довольно резво. Из потока не вываливаешься, жизнь прекрасна. Но захочешь выйти на обгон, благодать разбивается – тяги не хватает! После 90 км/ч от них больше шума: набирают ход в час по чайной ложке. По нашим замерам, Picanto покоряет сотню за 14,9 с, Spark – за 15,3 с.

На проселке надо быть предельно осторожным. Подвеску то и дело пробивает, а на перегибах нередко скребешь грунт фартуком переднего бампера.

А что более мощный XRAY? Та же песня: 14,6 с. Правда, на тесте у нас была необкатанная машина, с пробегом менее тысячи верст. По нашему опыту, вазовские моторы набирают кондиции после 5000 км пробега. Там, глядишь, и скинет секунду-другую. Заодно и расход сократится. А то тестовый XRAY в среднем потреблял 11,5 л/100 км – откровенно много для машины этого класса. Да еще и с механикой, а не с автоматом.

Разбитых участков Лада не боится. Надо лишь свыкнуться с громкой работой подвески.

В тех же условиях Picanto и Spark требовали на пару литров меньше. Для таких малышей это тоже немало. Трудно быть экономичным с реликтовыми четырехступенчатыми автоматами.

По акустическому комфорту больше понравились Picanto и XRAY. В Kia тишину нарушает только шум от шин – традиционная черта автомобилей этой марки. В Ладе дорогу почти не слышно (спасибо ворсовым подкрылкам), – у нее первую скрипку играет гул силового агрегата. Spark нагружает уши и тем, и другим, да еще добавляет увесистую порцию аэродинамических шумов.

Антагонисты

Если не брать во внимание скромный силовой агрегат, Picanto оправдывает шильдики GT-Line на все сто. Это очень живой, зажигающий активного водителя автомобиль. С щенячьей радостью ныряет в повороты и цепко держит дугу. В виражах руль наливается логичным усилием, а при переборе со скоростью грамотно настроенная ESP вступает в дело настолько деликатно, что ее вмешательство почти не замечаешь. Когда отключаешь «стабу», Picanto остается понятным и надежным в управлении – полный консенсус между водителем и автомобилем! Легко доверил бы Picanto жене – справится в любой ситуации.

Это как раз то, чего не хватает Иксрею. После Picanto он кажется ленивым и неуклюжим. Тяжелый даже в парковочном режиме руль дает мало информации, машина упирается на входе в поворот, а если на траектории допустить снос, грубо одергивает система стабилизации. Ее выключение драйва не добавляет, поскольку при 60 км/ч она активируется самостоятельно. Антидрайверская машина.

Бампер очень низкий – вплотную к бордюрам лучше не подъезжать.

Самый беззубый – Spark. В связках, которые Kia и Лада пролетают на одном дыхании, он жалобно пищит шинами, вынося «морду» наружу поворота. А ESP на этот Шеви вообще не ставится. Такую машину жене? Никогда!

В нижней части бампера закреплен резиновый фартук. Он гибкий и прочный – оторвать его при контакте не получилось.

Еще не нравятся вальяжные покачивания на средней и короткой волне, а также постоянные переключения автомата между третьей и четвертой передачей на магистрали. Эта дерготня выматывает. Spark как икота – просто так не остановить. При активном торможении его узенькие шины то и дело блокируются (АБС при этом срабатывает), пугая окружающих скрипом. При синхронном торможении Шеви уезжает на пару метров дальше соперников.

Передний бампер Иксрея настолько высокий, что иные кроссоверы позавидуют.

Но на в хлам разбитой дороге Spark реабилитируется. Здесь он неожиданно мягкий и комфортный. Жуткие ухабы подвеска микширует с вызывающей легкостью и совершенно беззвучно. Для региональных направлений – самое то.

Лада так не умеет. Сильно трясет, подвеска постукивает костяшками. Ну, хоть за сохранность брюха можно не переживать – клиренс ого-го!

Picanto благоволит только хорошим дорогам, а на разбитых скачет как шарик для пинг-понга. Очень жестко! И громко. Подвеска громыхает на отбой. Вдобавок Picanto опасно переставляет в колеях. Для него неровный асфальт – чуждая среда.

Главный козырь А‑хэтчей – фантастическая маневренность в условиях городской тесноты.

***

Длительное отсутствие обновлений – как приговор. Spark проигрывает сравнительный тест с разгромным результатом. Энергоемкая подвеска не в силах компенсировать посредственную управляемость, слабую динамику, скромное оснащение и неважную эргономику. А цена высокая. Не думаю, что Спарку светит повторить успех Матиза. Вряд ли он сможет заинтересовать кого-то, кроме корпоративных парков службы доставки – наемные шоферы всё стерпят.

В маленьких хэтчбеках есть свой шарм – поездив на таком недельку, в крупный автомобиль потом пересаживаешься с неохотой.

Picanto – другой мир. Стильный, удобный, приятный в управлении автомобиль. Однако он еще дороже – за 1,2 млн рублей можно и другие машины присмотреть. А если взять версию попроще, магия улетучится: Picanto будет не так ярок и притягателен.

Прошмыгнуть сквозь закрытый шлагбаум? Для Спарка и Picanto это легко!

Победителем стал XRAY. В топе он оценивается как Spark, но лучше оснащен, эргономичнее, понятнее и безопаснее (вы же помните, что Шеви без ESP?). Главный козырь Иксрея перед сегодняшними соперниками – ощутимое преимущество в просторе и функциональности. Он вполне может быть единственным автомобилем в семье, в отличие от тесной парочки Picanto/Spark. Если нужен небольшой хэтчбек в пределах миллиона, XRAY – вполне разумный выбор.

А жене все равно купил бы Picanto. Потому что «желтенький и миленький».

Lada XRAY

Внушительный клиренс, относительно просторные второй ряд и багажник, мощный двигатель, классная медиасистема с Яндексом
Неидеальные кресла, неудачная панель приборов, грубая работа системы стабилизации, тяжелый и малоинформативный руль

Kia Picanto

Дизайн, солидный и удобный интерьер, эффективная оптика, сбалансированные ходовые качества
Высокая цена богатых модификаций, тесный задний ряд, низкая энергоемкость подвески

Chevrolet Spark

Ощущение законченного продукта – в отличие от других легковых Chevrolet, автомат входит в «базу», можно лить 92‑й бензин
Неудобные сиденья, посредственный акустический комфорт, скромный клиренс, нет системы стабилизации, 12 лет без рестайлинга!

Как Chevrolet Spark, Kia Picanto и Лада XRAY ведут себя при проезде «лежачего полицейского», экспертная оценка, а также важная техническая информация о героях нашего теста — по этой ссылке.

Подпишитесь на «За рулем» в