Самокатчики — это пешеходы или водители? А почему они едут по тротуарам? Разбираемся с СИМ-вопросом
Опасность для пешехода на электротяге
Электротранспорт — будущее, которое ждет всех. Но если большие электрокары пока представляют собой больше дорогую игрушку, нежели средство передвижения на каждый день, то электросамокаты и моноколеса за последние пару лет набрали бешеную популярность.
Казалось бы, это хорошие новости: люди пересаживаются из автомобилей на более компактные виды транспорта, на дорогах становится меньше машин и, как следствие, пробок. Экологии также идет на пользу сокращение выбросов. Но не все так гладко.
Сервисы кикшеринга делают электротранспорт массовым. А с приходом массовости растет количество инцидентов на дорогах. Уже было несколько печальных инцидентов, когда лица, использующие электросамокаты, попадали в аварии с тяжелыми травмами и смертельным исходом. Учитывая, что некоторые модели могут разгоняться до скоростей выше 80 км/ч, то такие «игрушки» становятся чрезвычайно опасными. Встает вопрос о регулировании нового вида транспорта.
Если кикшеринговые сервисы пытаются самостоятельно (или по принуждению властей) регулировать скорости движения своих устройств — например, в пешеходных зонах максимальная скорость самокатов ограничена 10-15 км/ч, — то частные владельцы часто игнорируют правила дорожного движения, чем подвергают опасности не только себя, но и других участников дорожного движения.
В юридическом поле СИМы сейчас не являются видом транспортного средства и поэтому все пользователи этих устройств с точки зрения закона считаются пешеходами. Идут разговоры о том, чтобы приравнять электросамокаты, моноколеса и им подобные средства передвижения к мопедам и вовсе выделить их в отдельный класс, но это пока находится в стадии обсуждения. Поэтому пешеходам и водителям стоит быть внимательнее.
Как движение СИМ регулируется сейчас?
Обращаемся к последней редакции правил дорожного движения:
«Пешеход» — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
Иными словами, лица, использующие СИМ, приравниваются к пешеходам, и подчиняться они должны главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Иронично, но факт: любое ДТП с участием электросамокатов сейчас определяется как столкновение с пешеходом.
Что все это значит для простых пешеходов?
Если кратко, то пешеходам надо быть еще более внимательными и аккуратными, даже при движении по тротуарам и пешеходным зонам. Все дело в том, что согласно ПДД электросамокаты и моноколеса должны двигаться строго по тротуарам. А это значит, что все законно и соответствует пункту 4.1 ПДД.
Но, скорее всего, в ближайшее время пользователей СИМов ждут изменения, потому что быстрое движение самоката или моноколеса в потоке пешеходов пугает людей и приводит к опасным ситуациям. Особенно — когда начинается лавирование между пешеходами и гонки между самокатчиками. Часто такие ситуации наблюдаются в крупных городах, где есть широкие пешеходные улицы и тротуары, где хорошо развиты сервисы по кикшерингу. Поэтому пешеходам, особенно с детьми, нужно периодически поглядывать по сторонам и прислушиваться к быстрому приближающемуся звуку электротранспорта.
Вопрос управления СИМом в состоянии алкогольного опьянения также никак не отображен в законодательстве — снова потому, что пользователи электросамокатов пока приравнены к пешеходам.
А в Испании, например, электросамокаты — это транспорт, и он обязан двигаться по выделенным полосам. Соответственно, управление ТС в состоянии алкогольного опьянения также влечет за собой штраф в 500 евро, а за значительное превышение нормы — свыше 1,2 мг/л — лишают прав на 12 месяцев и могут посадить в тюрьму на срок до полугода.
А что про водителей?
Поскольку пользователи СИМов относятся к пешеходам, при отсутствии тротуаров и велодорожек они могут выезжать на край проезжей части. Становится действительно страшно — многие электросамокаты могут двигаться со скоростью потока, а иногда и выше. Но при этом никаких норм по безопасности, вроде шлема, для самокатчиков нет. Они более незащищенные, чем водители мотоциклов и мопедов.
И еще один момент, который стоит учесть, если вы видите человека на электросамокате. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу требования сойти с устройства у этих участников дорожного движения нет. Конечно, некоторые пользователи СИМов, будучи бдительными, спешиваются. Но зачастую все идет не по плану. Многие из них стремятся пересечь проезжую часть дороги побыстрее, иногда даже на последние секунды разрешающего сигнала пешеходного светофора. Чем лишний раз создают потенциальную угрозу не только себе, но и всем окружающим.
Автовладельцам и пешеходам надо быть максимально внимательными и сосредоточенными: владельцы СИМов часто пользуются тем, что они приравниваются к пешеходам, и перегибают палку. Если видите человека, движущегося на электросамокате, лучше уступите ему дорогу — здоровее будете.
Материал разработан в рамках социальной кампании «Твой ход! Пешеход».
Фото: Depositphotos и ТАСС