Конкурс с призом! — задачка про «экономный бутерброд»

За ответ на задачу № 159 «Великий уравнитель» Александр Клюев из г. Красногорска получает от компании Playme-Russia автомобильный видеорегистратор Playme KVANT с функцией GPS-информирования. А теперь — новое задание!

ЗАДАЧА № 162

Экономный бутерброд

«Современные двигатели с изменяемой степенью сжатия, – как-то вспоминал на гаражных посиделках Семеныч, – это круто, но в мою молодость степень сжатия только понижали, чтобы ездить на дешевом бензине. Например, «бутерброд» делали».

«Да ну, какой бутерброд?» – засомневались молодые автолюбители…

Кто вспомнит все способы приспособить автомобили советского периода к низкооктановому топливу?

Короткие ответы не рассматри­ваются.

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 октября 2021 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10, стр. 1. E‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.

Подводим итоги «Конкурса знатоков» из июньского выпуска «За рулем» за 2021 год.

Знатокам было предложено разгадать, каким образом Петрович ухитряется, не используя электрический насос и не перетруждаясь, накачать спущенное колесо, да еще и поддерживать давление в шинах одинаковым. Многие читатели сразу вспомнили об идее применить длинный шланг с двумя наконечниками, надевающимися на вентили колес. И написали об этом – в две строки.

Только победитель подробно рассказал о преимуществах и недостатках этого способа.

Петрович с помощью шланга соединяет шины и перебрасывает сжатый воздух в ту, которую надо накачать. Конечно, используя внешние источники воздуха, мы можем надуть покрышки, а с помощью манометра более-менее уравнять давление в них. Однако «тютелька в тютельку» совпадать оно будет только если соединить их внутренние объемы между собой.

Шланг с наконечниками.

Если в шине, которую мы собираемся накачать, давление хоть немного выше атмосферного, то надо максимально сохранить его, не дав воздуху вырваться наружу. Поэтому перегибаем шланг, чтобы он не пропускал воздух. Если мы присоединяемся к пустой шине, этого можно не делать. Надеваем наконечник сначала на вентиль шины, которую надо накачать, а затем – на вентиль шины-«донора». Отпускаем перегнутый шланг. Ждем, пока давление в соединенных шинах уравняется. Теперь оно в них «тютелька в тютельку», но – примерно вдвое ниже нормы.

Чтобы еще несколько повысить давление, воспользуемся воздухом из остальных колес. Дважды повторяем операцию, достигая примерно ¾ нормы.

Шланг должен выдерживать давление в пару атмосфер. Длину его целесообразно делать не менее трех метров. Иначе для того, чтобы соединить между собой колеса, их придется снимать с машины. В то же время увеличение длины и внутреннего диаметра шланга увеличивает его внутренний объем и повышает потери давления при его отсоединении от вентилей. Чтобы не оставить без воздуха сразу пару колес, шланг во избежание соскакивания надо зафиксировать на наконечниках, например, хомутами.

Однако скепсис слушателей Петровича вполне оправдан. Прежде всего, приспособление не обеспечит необходимого давления в шинах! Если накачиваемое колесо изначально было полностью спущенным, то в результате всей процедуры давление во всех колесах не превысит 75% от нормы – то есть составит около 1,5 бар. Продолжительная езда при таком давлении чревата повреждением шин и колес (разрушение каркаса и расслоение шин из-за их нагрева, «пробои» при наезде на препятствие и деформации боковины шины и обода колеса), ухудшением управляемости и ростом расхода топлива.

Этим способом не накачать докатку, ведь в ней должно быть примерно 4,2 бара. Но они тоже бывают разные, с разным объемом шины – те, что покрупнее, могут сами поделиться с колесами автомобиля своим запасом воздуха. Такая процедура оправдается, если спускает переднее колесо. Вперед докатку ставить нежелательно, и тогда предстоит переброска двух колес.

А можно держать в багажнике полноразмерную запаску, накачанную до 4 бар. Исправная шина такое выдерживает, и «дозаправляться» от нее эффективно.

Но лучше иметь в машине исправную (и накачанную) запаску, а также возить с собой компрессор. Если очень хочется, в дополнение к ним положить приспособление, как у Петровича. Трехметровый шланг может оказаться полезным не только для перераспределения воздуха между шинами, но и в каких-то непредвиденных ситуациях.

Александра Клюева поздравляем с победой!


Фото: фирмы-производители и depositphotos

Подпишитесь на «За рулем» в