Таких автобусов мы не видели! — Гигант ЯА‑2

Трехосный монстр из Ярославля был самым большим в мире: почти на метр длиннее своего немецкого аналога Mercedes-Benz N56.

Эти машины можно бы назвать концепткарами — только термина такого тогда не было. Среди удивительных, необычных для СССР экспериментальных автомобилей 1930‑х годов был уникальный четырехосный грузовик ЯГ‑12 — о нем мы рассказали тут. Но в Ярославле делали и автобусы — с тем же коммунистическим размахом.

ЯА — Гигант!

Ярославский завод сделал к 15‑летию революции необычную гигантскую машину. Автобус ЯА‑2 так и назвали – Гигант. Трехосный монстр вмещал аж 80 пассажиров, причем 52 – на сиденьях. Вместимость по тем временам действительно внушительная!

Автобус длиной 11 450 мм называли самым большим в мире и, вероятно, это так и было. Он действительно был почти на метр длиннее немецкого аналога Mercedes-Benz N56, выпускавшегося с 1928 года, который наверняка и служил образцом для ярославских конструкторов.

ЯА‑2 с кузовом ленинградского завода АТУЛ выглядел празднично и нарядно.
Аналог ярославского автобуса – Mercedes-Benz N56 1928 года был немного короче.

Ярославскую машину строили, как океанский корабль. Особенно сложно оказалось соорудить раму, ведь в распоряжении завода были лишь стандартные нехитрые профили. В результате раму массой 1200 кг сварили из восемнадцати деталей.

Заднюю тележку вновь использовали от трехосного ЯГ‑10. Американский двигатель Hercules рабочим объемом 7,8 л выдавал 103 л. с. при 1600 об/мин, четырехступенчатая коробка имела понижающую передачу. Механические тормоза с вакуумным усилителем, как и у ЯГ‑12, действовали только на задние колеса.

Автобус ЯА‑2 отличала отделка хромом наружных деталей и красивое овальное заднее окошко.

Кузов поручили соорудить ленинградскому заводу АТУЛ, у которого был в этом деле немалый опыт. Да и работать машине предстояло в Ленинграде, как говорили тогда, в «городе – колыбели революции». Готовое шасси на железнодорожную платформу не поместилось. Но, преодолев около тысячи километров своим ходом, шасси доехало-таки до города Ленина вовремя.

Кузов сделали очень нарядным: с массивными хромированными решеткой радиатора, бамперами и поручнями у входа, большими фарами, тоже в хромированных корпусах. В тщательно отделанном салоне стояли плафоны освещения и даже часы. Внешне машина выглядела не хуже Мерседеса, на который была очень похожа. Только Мерседесов в разных модификациях до 1936 года собрали 85, а ЯА‑2 – всего два. Что, впрочем, уже удивительно.

Второй ЯА‑2 уже с ярославским кузовом имел характерную звезду на пробке радиатора.

Второй экземпляр сделали в Ярославле в 1934 году, уже сами построив кузов, немного отличающийся от версии 1932 года. Машина получила более мощный, 120‑сильный, 8,2‑литровый двигатель Continental. Как и первый ЯА‑2, второй работал в Ленинграде. Этим красавцам самое место было, конечно, на грандиозных прямых и широких проспектах, прокладываемых в соответствии со сталинским планом реконструкции столицы. Ездить на машинах с радиусом поворота 14,5 м по Питеру, вероятно, было не просто. Впрочем, машины позднее, во второй половине 1930‑х работали в пригородах. А потом их следы, как водится, затерялись.

ВАГОН И КУПЕ

Еще две необычные для СССР единичные машины 1930‑х были пусть и не настолько авангардны, но тоже по-своему интересны.

Двухдверное купе ГАЗ-М2 сделали в 1937 году на базе стандартной «эмки». Внешне машина практически повторяла американский Ford 40 1933 года с аналогичным кузовом. На советское купе поставили и американский мотор V8. Автомобиль занял первое место в 100‑километровой гонке близ Горького. Но после этого отправился на прозаичную службу в заводской гараж.

В том же 1937 году московский НИИ городского транспорта (НИИГТ, после ряда переименований – ЦНИИАТ) сделал первый в стране автобус вагонной компоновки. Машина базировалась на серийных советских узлах и была оснащена 73‑сильным двигателем ЗИС‑5. Опытный образец некоторое время ездил по Москве.


О первых советских спорткарах родом с ГАЗа и ЗИСа мы еще расскажем — заходите почаще!

Подпишитесь на «За рулем» в