ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССР

За ночь разобрать стену московского Дома Союзов (в прошлом – Дом благородного собрания) и восстановить ее так, словно ничего не трогали, — это по-ударному, по-советски. А для чего? Чтобы затащить в здание огромный пижонский родстер – автомобиль, который в 1939 году появился буквально чудом.

Продолжаем рассказ об удивительных, необычных для СССР экспериментальных автомобилях 1930‑х годов. Про четырехосный грузовик ЯГ‑12 читайте тут, про автобус Гигант ЯА-2 — тут.

Самое вкусное, как обычно, приберегли напоследок. И это — спорткары!

­ЗИС-Спорт — комсомольский шик-модерн

Родстер строили к юбилею, но появился он совсем случайно. Темой дипломного проекта работавшего на ЗИСе Анатолия Пухалина был «скоростной автомобиль». И, конечно, молодому инженеру хотелось воплотить идею в жизнь.

Фантазера поддержали такие же юные коллеги: Владимир Кременецкий и Николай Пульманов. А нарисовать кузов охотно согласился художник Валентин Ростков – в будущем дизайнер нескольких моделей ЗИС и ЗИЛ.

Создатели спортивной машины называли ее «шик-модерн», но задумали они не просто необычный элегантный кузов, а действительно спортивный автомобиль. Поэтому в обеих зависимых рессорных подвесках автомобиля, который принято называть ЗИС-Спорт, заимствованных от серийного ЗИС‑101, появились стабилизаторы.



Взялись форсировать и стандартный двигатель. Начальство поначалу смотрело на затею комсомольцев скептически, но ведь они занимались своим «шик-модерном» в нерабочее время.


И тут о машине стало известно помощнику директора ЗИС Ивана Лихачева, а по совместительству – тоже комсомольскому активисту. Именно он «доложил вопрос» грозному директору так, что проект попал в список «подарков матери Родине» к двадцатилетию комсомола, которое отмечали аккурат в 1938‑м.


Наверняка молодые фантазеры не довели бы дело до конца, если бы не приказ самого Лихачева, и, как следствие, подключение к постройке родстера всех необходимых для этого цехов.


Родстер ЗИС-Спорт получился очень длинным – 5600 мм. Лишь на 150 мм короче лимузина ЗИС‑101.


Машина длиной аж 5600 мм и с колесной базой 3570 мм (немногим меньше, чем у лимузина ЗИС‑101) обрела мотор увеличенного с 5,8 л до 6,06 л рабочего объема. Рядная «восьмерка» с алюминиевой головкой развивала 141 л.с. при 3300 об/мин. Прилично по тем временам. Скажем, «восьмерка» немецкого Хорьха‑853А выдавала максимум 120 л.с. – правда, с рабочего объема 5 л. И Horch был серийным автомобилем.


Коробку передач для ЗИС-Спорт тоже сделали специально – с синхронизаторами и даже с повышающей передачей.


Информация о машине попала в «Комсомольскую правду» уже 17 октября 1938 года. Но эффектный автомобиль на рисунке к газетной заметке с реальным родстером не имел практически ничего общего.


А машина получилась поразительная. Она не копировала ни один зарубежный аналог, хотя отчасти и напоминала американский концепт Buick Y‑Job того же 1938 года. Не факт, кстати, что молодые фантазеры видели хотя бы фотографию того Бьюика.


Особенно авангардно у ­ЗИС-Спорт выглядела необычная решетка радиатора и утопленные в кузов большие фары.

Для скоростных заездов на капоте ЗИСа соорудили мощный воздухозаборник.


ЗИС-Спорт готовили к первенству страны по автогонкам, которое так и не состоялось. Но на испытаниях автомобиль развил рекордные для СССР 162,46 км/ч. До плановых 180 км/ч, о которых мечтали молодые инженеры, было уже недалеко. Но, как водится, после юбилея интерес начальства к родстеру поутих. А потом началась война. Куда пропал единственный ЗИС-Спорт после спешной эвакуации завода в октябре 1941‑го, не могли вспомнить даже ветераны завода.


ГАЗ-А Аэро — экспериментальная аэродинамика

Обтекаемое аэродинамическое купе, построенное еще в 1934 году, как и ­ЗИС-Спорт, не стыдно было бы выставить на международном автосалоне. Но об этом никто, конечно, не думал. Тем более, что потенциальный шоу-стоппер создали не в модном кузовном ателье, а в Военной академии механизации и моторизации РККА. Именно там адъюнкт кафедры бронеавтомобилей Алексей Никитин озаботился темой аэродинамики.


ГАЗ-А Аэро не стыдно было бы выставить на международном автосалоне.


Авангардный двухдверный кузов поставили на стандартное шасси ГАЗ-А – единственного на тот момент отечественного серийного легкового автомобиля. Машина с закрытым кузовом, сделанным по тогдашним европейским технологиям (деревянный каркас, обшитый сталью), оказалась немного тяжелее стандартного открытого «газика». Но благодаря куда лучшей аэродинамике (Сх = 0,207) максимальная скорость выросла с 90 км/ч до 106 км/ч, а экономичность улучшилась в среднем на четверть.


Аэродинамический кузов Алексея Никитина на шасси ГАЗ-А в работе, 1934 г.


За эту работу Никитина наградили денежной премией и даже автомобилем ГАЗ-А. Правда, битым – после аварии. Автодору предписали помочь инженеру с восстановлением машины. Помогли ли, неизвестно, но надеюсь, так и случилось.

А Никитин тем временем переключился на куда более актуальную танковую тематику. Машину, которую принято называть ГАЗ-А Аэро, как и другие чудеса 1930‑х, тоже смыл поток времени. Ну, можно ли себе представить, что, словно где-нибудь во Франции или даже в Чехословакии, какое-нибудь советское кузовное ателье стало бы делать нечто подобное на заказ?


***

От тех машин остались не только старые фото. Всё-таки инженеры и мастера, которые их делали, накапливали некий опыт. Но главное, думаю, в том, что они искренне старались сделать сказку былью. И в известной мере преуспели в этом деле. А это, несомненно, заслуживает уважения.



Американский аналог

Создание репликаров – копий отечественных автомобилей прошлого – сейчас – модное занятие. Одним из первых оказался, понятно, легендарный ЗИС-Спорт. Машину воссоздала мастерская «Молотов Гараж». Правда, автомобиль почему-то окрасили в синий цвет (оригинал, по воспоминаниям современников, был зеленым), да еще и салон сделали белым. Получилась скорее не копия, а современное представление о том, каким бы мог быть шикарный советский родстер 1930‑х. Нынче машина в огромном музее на Урале – в Верхней Пышме.



  • Невероятные концепты времен перестройки — тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Instagram.

Подпишитесь на «За рулем» в