Автомобильная жизнь в СССР: в картинках и фактах
В 1960-м сошел с конвейера первый «народный» автомобиль – Запорожец. В 1964 году появился Москвич-408, в 1967-м – Москвич-412. В 1970 году из Тольятти в Москву прибыл первый поезд с ВАЗ-2101…
Граждане обзаводились личными автомобилями и ждали новых технических побед. На дорогах страны, охваченной жаждой изобретательства, встречались очень странные, на сегодняшний взгляд, постройки, предметы и ситуации.
Фантастика на дорогах
Сочинские АЗС напоминали приземлившиеся на обочине летающие тарелки - иллюминаторы, трапы, площадка для парковки, похожая маленький космодром.
А в Киеве и Краснодарском крае пошли еще дальше – тамошние АЗС выглядели как летающие тарелки, зависшие в воздухе. Заправляться было удобно: водитель мог подъехать под «тарелку» с любой стороны. После оплаты из НЛО спускался шланг с пистолетом. Бак наполнился? Шланг втягивался обратно. Позже «висящие» АЗС запретили – романтика-романтикой, но бензин мог капать сверху на машины, а это небезопасно.
На проспекте Мира в Кишиневе (Молдавская ССР) на дороге стоял электронный регулировщик-робот. И не просто стоял, а работал.
А москвичей пугала скульптура мальчика-неандертальца, которую в 1965 году выставили прямо на Садово-Триумфальной улице. Хотя, конечно, символизировать она должна была триумф науки. Сейчас скульптура хранится в Биологическом музее им. Тимирязева.
Без жезла, без алкотестера
В середине 1960-х годов на 1000 жителей страны приходилось 4 личных автомобиля, в середине 1970-х – уже 16. Автолюбителей надо было как-то организовывать. И вот уже в 1961 впервые начали действовать единые для всей страны «Правила движения по улицам и дорогам». А еще появились единые образцы бланков водительских удостоверений, образцы техпаспортов и номерных знаков.
Ужесточили борьбу с пьянством за рулем: начиная с 1968 года водитель, прежде лишавшийся прав за пьянство, будучи пойманным повторно, мог угодить на год в тюрьму. (А ведь до середины 50-х пьяных водителей, совершивших ДТП, наказывали на общих основаниях с трезвыми – то есть ничуть не строже).
Правда, алкотестеры появились лишь в 70-х (и те были неточными). Поэтому трезвость водителя милиционеры проверяли «на глазок»: просили пройти по прямой линии; закрыв глаза, коснуться пальцев кончика носа; или подуть в полиэтиленовый пакет.
В поисках наиболее эффективной формы общения милиционеров и водителей пускались на самые неожиданные эксперименты. Например, московских инспекторов на несколько лет лишили… полосатых жезлов. С 1961 по 1969 год милиционеры регулировали движение только жестами рук. На руки надевали перчатки с крагами. Позже жезлы вернули – без них справляться с все увеличивающимся количеством машин было трудно.
МКАД: развязки казались чем-то футуристическим
Одну из самых ныне «пробочных» магистралей - 110–километровое кольцо вокруг столицы - замкнули в ноябре 1962 года. Магистраль казалась огромной, хотя в ней было всего четыре полосы «бетонки» – две в одну сторону, две - в другую. Разделял потоки лишь узкий газон.
Модным стало выражение: «такой-то километр МКАД» (отсчет шел от Горьковского шоссе по часовой стрелке).
УАЗ-469: работал московским дворником
Машин больше – дороги должны быть чище. Универсальный хозяйственный автомобиль УАЗ Т-469 выпускался малой серией только для Москвы. Отвал устанавливался перед передними колесами машины, щетка размещалась между передними и задними колесами. Отвал и щетки опускались и поднимались с помощью гидроцилиндров.
Магазин автомобилей: первый квест появился в СССР
Невероятной точкой притяжения граждан стал первый в стране магазин «Автомобили», который открыли в Москве, на Бакунинской улице еще в 1948 году (тогда машины начали продавать частникам).
В 60-е Запорожца здесь можно было купить примерно за 2200 рублей, Москвич-408 за 4500, а «21-ю» Волгу - за немыслимые в то время 5600 рублей (столько же стоила двухкомнатная кооперативная квартира в столице!)
Накопить такую сумму – полдела. Сам процесс покупки был труднопроходимым квестом – до финиша доходил не каждый.
Право приобрести машину давалось только по месту работы. На каждое предприятие приходила квота – 6-7 машин в год. Из сотни-двух написавших заявление в местком работников, партком-профком-администрация выбирали семерку самых достойных.
Попали в число счастливчиков? Теперь вам надо отстоять очередь. Сколько она будет длиться – неизвестно. Может, полгода, а может, пару лет. Все это время вам нужно тщательно просматривать почтовый ящик – ведь туда почтальон бросит открытку с долгожданным приглашением.
Получили? У вас есть примерно день-два, чтобы приехать в автомобильный магазин с открыткой, паспортом и деньгами. В магазине вашу открытку поменяют еще на одну бумажку – накладную. Потом вы пару часов постоите в очереди на оплату. А потом с проштампованной накладной вам надо будет отправиться на склад, снова выстоять очередь… и, наконец, получить свою машину.
Конечно, такое сокровище будешь беречь больше, чем себя.
Фото: А. Б. Лебедев из архива Н. Долголевой, ИТАР-ТАСС