Вас еще так не разводили? 5 подстав при продаже авто
1. Телефонные подставы
В наше время покупателей обычно ищут с помощью объявлений в интернете и переговоры о сделке ведут по телефону. Мошенники звонят и просят назвать паспортные данные и реквизиты банковского счета якобы для того, чтобы перевести задаток за машину. А чуть позже следует звонок «из банка» как раз по поводу этого перевода. Под предлогом проверки безопасности у жертвы спрашивают секретное кодовое слово для подтверждения операции, а узнав его, просто выводят средства со счета.
Другой вариант телефонного развода связан с банковскими картами. Продавцу звонят и сообщают, что готовы прямо сейчас перевести всю сумму или ее часть. Разумеется для этого нужен номер карты. Прямо по ходу разговора аферисты пытаются войти в онлайн-банк и просят сообщить им пришедший на телефон продавца код — мол, это требуется для перевода. Иногда мошенники действуют совсем уж «в лоб», спрашивая, помимо номера карты, и цифры CVC.
Как бороться? Самое главное правило: не сообщайте в телефонных разговорах никаких персональных данных, особенно «сотрудникам банка». Помните, что от получателя средств никаких отдельных подтверждений не нужно. В таких случаях лучше всего вежливо попрощаться и самому позвонить в службу поддержки банка за разъяснениями.
2. Атака на сайте объявлений
Этот вариант предполагает личную встречу с потенциальным покупателем, который осматривает автомобиль и обещает выйти на связь позднее. Пока он думает, объявление о продаже на сайте подвергается скоординированной атаке: на него сыпятся жалобы, рядом появляются предложения на ту же модель, но за меньшую сумму, конечная цель — заставить продавца к моменту звонка совершенно отчаяться и согласиться на существенную скидку, лишь бы сбыть машину с рук.
Как бороться? Размещать объявление сразу на нескольких площадках. Обращаться к администрации сайта, если вы видите, как ваше объявление пытаются заморозить или понизить в поисковой выдаче при помощи выдуманных жалоб.
3. Расписка вместо денег
Мошенники договариваются о встрече и на месте соглашаются заключить договор купли-продажи автомобиля, но деньги обещают перевести через пару дней, а пока выдают расписку. Продавец отдает ключи и тщетно ожидает поступления средств на счет. В итоге оказывается, что в расписке указана ложная информация, и ни лжепокупателя, ни машины уже не найти.
Как бороться? Тщательно сверять все указанные в документах данные. Не расставаться с автомобилем до тех пор, пока деньги не поступят на счет.
4. Два ключа
Разводилы хотят осмотреть автомобиль и настаивают на том, чтобы продавец непременно принес два ключа. В ходе осмотра один из злоумышленников отвлекает жертву, а другой специальными техническими приспособлениями копирует данные чипа. Всё, дело сделано — теперь угнать автомобиль не составит никакого труда, что скорее всего и произойдет при первом удобное случае.
Как бороться? Внимательно следить за потенциальными покупателями во время осмотра. Вопрос о двух ключах — веский повод отказаться от сделки.
5. Переоформление договора купли-продажи
Хитроумная схема устроена так: покупатель заключает ДКП, передает деньги, получает автомобиль и удаляется. А спустя некоторое время перезванивает и просить переоформить договор на третье лицо, родственника или друга. И даже готов заплатить за неудобства. Ничего не подозревающий продавец соглашается и подписывает новый ДКП.
В итоге на руках у разводил два договора, оформленные на разных людей, — прямое доказательство продажи одного автомобиля дважды. А это уже грозит статьей 159 УК РФ «Мошенничество», и чтобы не доводить до такого, аферисты требуют вернуть деньги.
Как бороться? Прописывать в договоре купли-продажи пункт приема-передачи автомобиля. Консультироваться с автоюристами. А еще лучше отказывать в любых переоформлениях.
***
При самостоятельной продаже автомобиля вы экономите на комиссии посредника, но берете на себя все риски. Стоит ли оно того, решать вам.