200-сильная Волга для КГБ и еще 5 необычных машин, сделанных в СССР
1. Самым экзотическим автобусом, созданным в нашей стране, по праву считается 11-местный монстр, построенный на шасси БРТ-80. Он был создан в 1994 году в экспериментальном цехе Курганского автобусного завода. Автобус, как и полагается военной технике, без проблем ездил по бездорожью и мог переплыть неглубокую речку. При этом имел комфортабельный, чуть ли не люксовый салон. Сзади, над моторным отделением, располагалась бортовая платформа – для грузов. Разработчики рассчитывали на серийный заказ от госструктур, но проектом, к сожалению никто не заинтересовался.
2. В 1960 году был создан революционный, даже по мировым меркам, автобус ЛАЗ-360Э с электроприводом задних колес. Появился он благодаря поставленной перед конструкторами задаче – «снизить» уровень пола до 360 мм над дорогой (именно эта цифра отражена в индексе автобуса). Сделать машину низкопольной получилось, только отказавшись от карданных передач. Гибридная силовая установка — бензиновый двигатель ЗИЛ-375 вместе с электрогенератором — находилась под сиденьем водителя, электромоторы – в ступицах. Колеса уменьшенного диаметра позволяли снизить высоту колесных арок и расположить под ними сиденья вдоль бортов. ЛАЗ-360Э опередил время примерно лет на 30. Массово «низкопольники» появились на дорогах лишь в 1990-х.
3. Один из самых громких скандалов в истории советского автопрома разгорелся весной 1983 года. Тогда высокопоставленные чиновники пересели на первые серийные «генеральские» Волги – ГАЗ-3102. И тут же начали попадать в аварии. Руководство ГАЗа могло лишиться и должностей, и партбилетов. Но выяснилось, что виноваты механики из правительственных гаражей — они доливали в систему жидкость БСК, непригодную для дисковых тормозов. А инструкцию, строго предписывающую использовать жидкость «Нева», попросту не читали.
4. Когда 31-я Волга доказала свою надежность, с конвейера сошли мелкосерийные версии для спецслужб. Так, ГАЗ-31012 оснащали 195-сильным мотором V8 объемом 5,3 л и автоматической коробкой передач, как у Чайки. А вот выхлопную трубу, несмотря на мощный мотор, ставили одну – для маскировки.
5. В конце 1980-х свет увидела, пожалуй, самая необычная версия Самары — кабриолет с кокетливым именем Lada Natasha (Лада Наташа). Продукт совместного творчества вазовских специалистов и бельгийских импортеров сделали для европейского рынка. Линия среза крыши проходила за передними стойками и рамкой ветрового стекла. Чтобы обеспечить кузову необходимую жесткость, перед стойкой приваривали усилители-швеллеры. Другие усилители размещали на месте исчезнувшей средней стойки и в районе порогов – от передних до задних колесных арок. Таких кабриолетов выпустили несколько сотен.
6. В конце 1950-х – начале 60-х в СССР наступила эпоха повального увлечения автотуризмом. В 1958 г. на РАФе была предпринята попытка создать первый советский прицеп-трейлер «Кемпер». А для поездок в горы в Сочинском автотресте разработали опытный образец экскурсионного автобуса на шасси ГАЗ-53Ф. Кузов – с несущим основанием из швеллерных балок, прикрепленных к лонжеронам рамы. Для изготовления передней части кузова использовали переднюю панель и приборный щиток от ГАЗ-53Ф. Тент легко снимался. Он и деревянные дуги укладывались в задней части кузова на откидных кронштейнах. Автобус был испытан в пробеге по горной пересеченной местности, но в серию не пошел. Хотя, по слухам, до сих пор эксплуатируется в одном из сочинских автохозяйств.
Занятные факты (и не только из истории автомобиля) есть во всех выпусках журнала. Самый верный способ не пропустить интересное — подписаться на журнал, который вам каждый месяц будут доставлять на дом.
Подписаться очень просто. Это можно сделать здесь и всего за несколько минут.