Летающее такси, троллейбус для Севера... – 5 фактов о причудливой технике из СССР
1. Первая серийная советская легковушка была… праворульной! Малолитражку НАМИ-1 выпустили в 1927 году на столичном заводе «Спартак» (он находился напротив нынешнего сада «Эрмитаж»). В создании машины участвовал Андрей Липгарт – будущий главный конструктор Горьковского автозавода. Почему на советскую машину поставили правый руль? Дело в том, что за основу проекта взяли чешскую модель Tatra 11. А движение до 1938 года в Чехословакии было левосторонним.
2. Сегодня воздушное такси в Москве – экзотика. А в СССР 60-х годов летающий транспорт был обычным делом!
В столице вертолетная станция открылась 19 июля 1960 года на Центральном аэродроме им. Фрунзе. Отсюда по расписанию вылетали вертолеты-«маршрутки» Ми-4П и Ми-8П в аэропорты Внуково и Шереметьево. Билет для взрослого стоил 1 руб. 50 коп., для детей – 75 коп. Для сравнения: стоимость проезда на легковом такси от Москвы до Шереметьево обходилась тогда в 5 рублей. К сожалению, в 1971 году полеты прекратили из-за нерентабельности.
3. Самый северный трамвай в мире «дребезжал» на улицах Архангельска. В 90-х город решил обзавестись и троллейбусом. Польские автобусы Jelcz 120 M переделали в троллейбусы c отечественным силовым и тяговым электрооборудованием. Машины Nordtroll NTR-120MT специально подготовили для холодного климата. Кузов был защищен от коррозии благодаря оцинковке стальных бортов; крышу сделали из стеклопластика. «Северным троллем» заинтересовались даже за рубежом – предлагали платить за троллейбус не только валютой, но и газом, лесом, бумагой.
4. Московская троллейбусная сеть до 2015 года была самой разветвленной в мире — около 100 маршрутов, протяженность проводов составляла 1250 км.
В августе 2020-го троллейбусы признали устаревшим видом транспорта и заменили дизельными автобусами и электробусами (сегодня остался лишь один музейный троллейбусный маршрут Т и 20 км проводов). Главной претензией к «рогатому» была слишком высокая стоимость обслуживания и эксплуатации. Прошло меньше двух лет, и выяснилось, что троллейбус признали неэффективным необоснованно. И избавляться от «рогатых» не стоило. Они с электробусами вполне могли жить вместе.
5. Прототипы модульной конструкции Курганский автобусный завод разработал в середине 90-х – кузов машин набирался из готовых унифицированных «кубиков». Самым необычным получился полугрузовик-полуавтобус КАвЗ-32784. Собирали полноприводную 12-местную машину с грузовой полуторатонной платформой практически вручную – себестоимость была соответствующей. Позволить себе дорогие «кавзики» в те годы могли разве что нефтяники. Все 100 выпущенных экземпляров отправились в Сибирь – обслуживать нефтяные и газовые скважины.
Это далеко не все интересные факты. Чтобы не ждать очередной подборки, можно просто подписаться на журнал, который вам каждый месяц будут доставлять на дом.
Подписаться очень просто. Это можно сделать здесь и всего за несколько минут.