Своя машина, аренда или каршеринг? Выяснили, что выгоднее на самом деле
Главное преимущество каршеринга, которое подчеркивают все операторы, – машину не надо обслуживать: чинить, мыть, менять расходники и шины. Не надо оплачивать налоги и парковки. В большинстве случаев не надо даже заправлять. Не нужен полис ОСАГО. Сел – поездил – сдал, свобода! А личный автомобиль — это, дескать, сплошные заботы.
Схожие условия у развивающегося сервиса «автомобиль по подписке». Разница в том, что платные парковки остаются платными и есть ограничения по пробегу, а перепробег стоит дорого. И если автомобиль взят на срок от полугода и больше, его всё-таки надо предоставлять на обслуживание, хотя все работы, запчасти и материалы входят в стоимость аренды.
Под натиском новых услуг должен был вымереть классический посуточный прокат. Но не вымер, хотя и прозябает в основном возле крупных транспортных узлов – аэропортов и вокзалов.
Сравним стоимость всех сервисов при разных режимах использования автомобиля. Место действия – Москва, автомобиль – простой и массовый, например, Kia Rio или Volkswagen Polo. И не думайте, что если в вашем регионе пока нет каршеринга или проката, вас это не касается. Скоро всё будет, вот увидите.
Три дня в Москве
Прокат и каршеринг
Цены ясно дают понять, что прокат малопригоден во всех случаях, кроме, может быть, трехдневного выезда на дальнюю дачу. Да и тут дороговат. Минимальный тариф в Москве – 8541 рубль за Solaris на трое суток.
Сутки, таким образом, стоят 2847 рублей (плюс цена бензина). Выглядит не хуже каршеринга, где при тарифах для простых машин (в диапазоне 8–11 рублей за минуту) сутки непрерывного катания обойдутся в 11–12 тысяч рублей.
Однако, во‑первых, никто так не катается, а во‑вторых, в прокате ограничен пробег – 600–750 км за трое суток. То есть 2847 рублей – цена не суток, а 200–250 км. На эту дистанцию уйдет часа четыре: в каршеринге с поминутным тарифом за четыре часа возьмут около двух тысяч рублей.
У каршеринга есть и суточный тариф – 1500–2000 рублей. Или пятисуточный – от 6000. Ограничение пробега еще более жесткое – 100–150 км в день. Тем не менее, по стоимости трех дней каршеринг всяко выгоднее, чем классический прокат.
Подписка
Прикинем теперь «автомобиль по подписке» на эти же трое суток. Некоторые компании предлагают «подписку» на сутки – от 1900 рублей, почти как каршеринг. Но рациональнее брать на месяц для нескольких поездок подряд. Одно из самых недорогих предложений на рынке: Renault Logan Stepway – 21 700 рублей в месяц. Трое суток – 2170 рублей, и это самый выгодный вариант! Даже если добавить стоимость бензина (примерно 2100 рублей за 600 км), месячная «подписка» в выигрышном положении относительно каршеринга и тем более проката.
В «подписке» также ограничен пробег: для самых дешевых предложений это обычно 2500 км в месяц. Для четырех выездов на дачу плюс куда-нибудь еще – вполне достаточно. Дополнительное преимущество над каршерингом – автомобиль не надо искать в приложениях, он стоит во дворе, в нем можно хранить какие-то вещи – например, детское сиденье.
Экономика месяца
Просчитать экономическую целесообразность личного автомобиля можно только со многими допущениями. Допустим, купили мы его за 1,5 млн рублей, ездили по 25 тысяч км в год, через три года продали за 1 млн (без учета инфляции). Таким образом, трехлетнее владение обошлось в 500 тысяч.
Топливо при расходе 7 л на сотню – 260 тысяч рублей. Плюс налоги, ОСАГО, омывающая жидкость, техобслуживание и шиномонтаж – около 22 тысяч в год, за три года – 66 тысяч. Итого три года владения обходятся в 826 тысяч, год – примерно в 275 тысяч, месяц – в 23 тысячи.
Сопоставимо с «подпиской», не так ли? Не совсем: к месячной стоимости «подписки» добавьте еще тысяч семь за топливо, потраченное на 2000–2500 км. И все расчеты насчет «подписки» радикально меняются, если предположить, что 20 тысяч км из 25 тысяч мы накручиваем, в основном, летом. При пробегах, выходящих за рамки базовых ограничений, «автомобиль по подписке» неконкурентоспособен – слишком дорого.
Осталось понять, что дает каршеринг за 23 тысячи рублей в месяц. При низком тарифе 9 рублей в минуту – около 42 часов катания и 1500 км пробега. Ну, если не потратить половину времени в пробках.
Рубеж в 1500 км пробега за месяц можно считать главным ориентиром при глобальном выборе «всегда каршеринг или всегда личный автомобиль». Чем ниже километраж, тем выгоднее каршеринг. При десятке-другом коротких поездок в месяц личный, может быть, действительно не нужен вовсе.
ПОЗНАЁМ В СРАВНЕНИИ
Среднестатистический срок владения автомобилем в России – 58 месяцев, или 4,8 года. Машину, купленную за 1,5 млн, через пять лет можно продать за 0,9 млн (инфляцию не учитываем). То есть, стоимость владения – 600 тысяч рублей, или 120 тысяч в год, или 330 рублей в день. С расходами на налоги, обслуживание, страховку – пусть 350. При дальнейших расчетах нужно лишь добавить стоимость топлива при условном расходе 7 л/100 км.
Расходы на каршеринг считаем по минимуму: 9 рублей в минуту, суточная аренда 1500 рублей. «Подписку» – из расчета 21 тысяча рублей в месяц.
Примерный расчет стоимости типовых маршрутов
| На работу и обратно (1 ч, 5 л) | 20 раз на дачу туда-обратно (300 км, 20 л) | Москва–Сочи–Москва, 3 недели (3500 км, 245 л) | Недостатки |
Личный | Стоимость владения: 350 ₽
| Стоимость владения: 14 000 ₽
| Стоимость владения: 7350 ₽
| Надо обслуживать и чинить |
Каршеринг | Аренда: 600 ₽
| Аренда: 60 000 ₽
| недоступно | Ограничение пробега и «зоны проката» Пробки сильно удорожают поездку |
Подписка | Аренда: 700 ₽
| Аренда: 28 000 ₽
| Аренда: 21 000₽
| Ограничение пробега |
Прокат | Аренда: 2847 ₽
| Аренда: 56 940 ₽
| Аренда: 60 000 ₽
| Ограничение пробега, возврат с тем же количеством топлива |
Рубеж, на котором каршеринг перестает быть выгодным относительно личного автомобиля, – около 1500 км пробега в месяц
Как уехать далеко
В определенных условиях – с суммарным годовым пробегом не выше 10 тысяч км – наиболее выгодной комбинацией может быть сочетание каршеринга и «подписки». По городу – на каршеринге, а для относительно дальнего путешествия в отпуске можно оформить «подписку» (прокат намного дороже). Каршеринг в этой сфере вообще неприменим, на нем нельзя уезжать из «зоны покрытия».
Предлагают «подписку» на три месяца, полгода, год и более. Месяц при такой схеме обойдется на 5–10% дешевле «обычного одного», но пробег ограничен теми же величинами (обычно 25–30 тысяч км в год). Перепробег – дополнительная плата (обычно 10 рублей за километр). Сразу купить опцию с увеличенным пробегом – растет стоимость услуги.
Хотя, к примеру, Hyundai в прошлом году на летние месяцы дарил клиентам удвоенный пробег (до 5000 км в месяц) при сохранении тарифа. Нужно тщательно следить за рынком всех форм аренды – предложения и цены меняются очень быстро, особенно у каршеринга.
Но, в общем, если надо каждый день ездить на работу, по выходным выбираться за город, а летом разок сгонять из Мурманска в Сочи и обратно (7000 км) – альтернативы личному автомобилю нет. Ни по удобству пользования, ни по расходам.
ВЫВОДЫ...
- Каршеринг не дороже личного автомобиля при небольшом числе коротких поездок в пределах города.
- «Подписка» выгодна, только если автомобиль постоянно нужен два-три месяца в году.
- Прокат – для богатых туристов.
- Личный автомобиль оптимален для любых поездок – и самый выгодный по деньгам.
... И «МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ»
Тарифы и ограничения берутся не с потолка – они тщательно просчитаны.
Например, поминутная аренда всегда дешевле, чем такси – по крайней мере, когда речь об аренде недорогих машин.
«Подписка» тоже непроста, хотя месячные расходы на владение «подписным» и личным автомобилем вроде схожие. Программа Kia Flex предлагает Rio на год по 27 тысяч рублей за месяц – за год набежит 324 тысячи. Это около трети стоимости нового автомобиля, рекомендованной заводом, и примерно четверть реальной цены у дилеров.
Купив новый автомобиль, через четыре года вы его продадите, потеряв 20–30% начальной стоимости (в реальном выражении). Подписавшись, через четыре года остаетесь и без автомобиля, и без денег. Такова плата за ОСАГО, обслуживание и зимние шины.