Автокредит не по карману: банки резко подняли процентные ставки
Сколько будут стоить автомобили?
Одномоментное повышение Центробанком ключевой ставки более чем в два раза с 9,5% до 20% стало рекордным в истории российской экономики.
Похожий (но все равно меньший) скачок был лишь в конце 2014 года, когда ключевая ставка была повышена с 10,5 до 17%. Для граждан это означает одно – ставки по кредитам, в том числе и по автокредитам, также рекордно вырастут.
Точно спрогнозировать, насколько ужесточатся условия займов, эксперты не берутся — слишком неординарна и непредсказуема ситуация. Но учитывая, что при ключевой ставке 9,5% реальная стоимость автокредита составляла 15-16%, можно предположить, что сейчас она может достичь 25-27% и даже 30%.
Мнение эксперта
«Реальная ставка складывается из ключевой ставки, к которой прибавляются расходы финансовой организации на обслуживание кредита, ее риски и норма прибыли. По опыту предыдущих лет, речь идет о средней прибавке в 7%. Это новая экономическая реальность, с которой, как и после кризиса 2014 года, нам придется жить в ближайшее время».
Ситуация ухудшается тем, что некоторые производители (например, Toyota) уже отреагировали на проблему с поставками машин и непрогнозируемое поведение курса рубля повышением цен на 20-25%.
Приостановившие продажи производители скоро, наверняка, последуют этому примеру. А дилеры, занимающиеся машинами с пробегом, попросту выжидают развития событий. Или так же корректируют ценники в сторону повышения.
В итоге приобретение автомобиля на какое-то время может стать для нас неподъемным. Даже несмотря на то, что при использовании заемных средств прибавка в цене «размазывается» на годы и потому психологически не столь ощутима.
Повторение пройденного
Эксперты считают, что имеет смысл вспомнить кризис 2014-2015 года – сегодняшняя ситуация во многом его повторяет. Как и в 2015 году, первой реакцией покупателей будет шок. В рублевом эквиваленте приобретенные тогда автомобили не потеряли в цене или даже стали дороже в некоторых случаях. В лучшем положении сейчас те, у кого есть одобренный кредит или наличные для покупки машины. Очевидно, что дешевле уже не будет.
Но когда-то автокредиты подешевеют?
Вполне возможно, что со временем появятся льготные кредиты — как мера поддержки государством отечественного автопрома. Хотя, к сожалению, произойдет это не завтра.
Мнение эксперта
Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг»:
«О поддержке со стороны государства пока говорить преждевременно: необходимо дождаться восстановления производства, на которое, помимо ограничений, давит глобальная нехватка компонентов».
Автомобиль как средство сбережения
В последнее время с использованием кредитов – целевых и потребительских – реализовывалось около 60% легковых машин. По данным агентства «Автостат» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средний размер кредита в 2021 году на новые автомобили составил 1,22 млн руб. (+40%), на подержанные – 832 тыс. руб. (+35%), рост этих показателей коррелирует с ростом цен на автомобили.
Скорее всего, эти цифры меньше не станут. Ведь сегодня многие рассматривают автомобиль не только как средство передвижения, но и как средство сбережения накопленных средств. Особенно если на покупку автомобиля денег «из чулка» не хватает, а вот на первоначальный взнос – вполне.
Тем не менее, эксперты советуют принимать решение, что называется, «на холодную голову». Не поддаваясь панике, взвесить необходимость проведения сделки, ликвидность приобретаемого автомобиля, стоимость заемных средств — и лишь после этого идти в банк.
- Автоаксессуары стоят недорого и приносят реальную пользу. Рекомендуем взглянуть на водосток лобового стекла, упоры капота и багажника и защитные сетки радиатора.
- «За рулем» можно читать и в Телеграм.
Фото: Depositphotos и «Газпромбанк Автолизинг»