Мотор съедает полкило пыли за год
Что, в основном, сжигают в своих цилиндрах двигатели внутреннего сгорания? Вовсе не бензин и не дизельное топливо. И даже не пропан с бутаном, а воздух! Для полного сгорания горючей смеси нужно, чтобы масса содержащегося в ней воздуха была примерно в 15 – 20 раз больше, чем масса топлива.
Отсюда следует, что малолитражка с расходом топлива около 8 – 10 литров на сотню километров потребляет примерно центнер воздуха! А при годовом пробеге в 25 тыс. км – 25 тонн воздуха. А педантичные немцы как-то подсчитали, что за десять лет эксплуатации вместе с воздухом среднестатистический двигатель проглатывает более 6 кг пыли.
Самая опасная для мотора пыль – кварцевая, резко ускоряющая износ цилиндропоршневой группы и прочих пар трения. А загрязненный датчик массового расхода воздуха начинает врать. Вслед за ним сходит с ума электронная система управления двигателем. Падает динамика, растет топливный аппетит, ухудшается токсичность. Поэтому верный способ прикончить двигатель – удалить воздушный фильтр, предусмотренный разработчиками, или установить некачественный.
На древних автомобилях типа ГАЗ-24 использовались инерционно-масляные воздухоочистители. Роль фильтра играла пропитанная маслом набивка из капроновых нитей. Их основным достоинством была готовность работать вечно: промыли фильтр, плеснули свежего масла в специальную ванночку – и снова в путь.
Но был и смертельный недостаток: отсев пыли оказывался недостаточно тонким. А более современные моторы становились все более чувствительными к любым загрязнениям. Поэтому инерционно-масляные фильтры ушли в историю, уступив место сухим фильтрующим элементам.
Основой любого фильтрующего элемента является его штора, сочетающая в себе указанные требования. «На коленке» ее не сделать: фильтрация воздуха требует строго определенной плотности и пористости фильтровального материала и нуждается в специальной пропитке, защищающей ее от влаги и перегрева, а также повышающей ее механическую прочность.
Существуют воздушные фильтры двух типов – бумажные и волокнистые. Первые производят основной отсев на поверхности, а вторые улавливают и накапливают твердые частицы по всей глубине слоя. В этом смысле волокнистые фильтры —это очередной виток развития старых фильтров, состоящих из капроновой путанки.
У каждого типа фильтра свои особенности обслуживания. Владелец автомобиля с бумажным фильтром после поездки по очень запыленной дороге может вынуть фильтрующий элемент и продуть его сжатым воздухом. В крайнем случае пыль можно просто выбить. Это полезно и поможет снизить его сопротивление.
Но так нельзя поступать с волокнистым фильтром, накапливающим частицы в толще материала. Частицы, осевшие на волокнах, сорвутся с насиженных мест, только небольшая их часть вылетит наружу при вытряхивании. А большинство частиц при первом же пуске двигателя с таким «очищенным» фильтром окажется в двигателе, что не прибавит ему здоровья.
Вытряхивать нельзя, а это значит – только замена. Владельцам массовых автомобилей резонно делать ставку на бюджетные изделия известных поставщиков, компенсируя их ограниченные возможности более частыми заменами. Ведь воздушный фильтр – это типичный расходник, при частой замене которого владелец только выгадывает.
Чтобы вы могли экономить без вреда для двигателя, выпущена линейка качественных фильтров для иномарок и отечественных автомобилей под брендом «За рулем».