удивительных и невероятных фактов о «Ниве»
К 45-летию любимой модели миллионов – по одному на каждый из прожитых годов.
45
01
Начнем с себя!
Первая статья о «Ниве» вышла в журнале «За рулем» в №2 за 1976 год под рубрикой «XXV съезду КПСС». Называлась просто – «Нива» из Тольятти»: «Волжский автомобильный завод вступил в новую, десятую пятилетку с большими творческими планами. Среди моделей, разработанных коллективом конструкторов для освоения в ближайшие годы, ВАЗ-2121…» Делегатам съезда была показана и первая (предсерийная) партия из 50 новых машин, собранных по обходной технологии.
02
Главная передача
О том, что Волжский автозавод приступил к производству новой модели автомобиля 2121 «Нива», сообщили 5 апреля 1977 года в главной информационной программе страны – «Время». О новинке было сказано, что новый автомобиль не имеет аналогов ни у нас, ни за рубежом – чистая правда.
03
С уважением к крестному отцу
В 1986 году японцы из одной уважаемой компании подарили одному из создателей «Нивы», ведущему конструктору проекта Петру Прусову, рекламный проспект своей популярной модели с дарственной надписью «Крестному отцу этого автомобиля». Возможно, это байка, но «Нива» действительно стала родоначальницей внедорожников малого класса и – если по большому счету – всех современных кроссоверов. До «Нивы» таких комфортных маленьких внедорожников не было. Нигде.
04
Тайна имени
Много где писали, что в названии «Нива» зашифрованы имена детей Петра Прусова (Натальи и Ирины) и первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева (Вадима и Андрея). Хотя для большинства название имеет другое значение — плодородное поле. На самом деле имя второго сына Соловьева - Сергей, а Ирина Прусова родилась после утверждения названия модели. Источник слуха – сам Прусов: он пошутил насчет аббревиатуры в одном из интервью. И так и поехало…
05
Художественное слово
В других источниках утверждается, что название «Нива» придумал автор облика ВАЗ-2121, дизайнер Валерий Семушкин. Он использовал название еще в ранних эскизах машины, в начале 70-х годов. Так, в интернете можно найти эскиз «Нивы» Семушкина 1971 года. Название написано на задней двери.
06
Снежный горизонт
Прежде чем утвердить название «Нива», его проверяли на благозвучие и значение на разных языках мира. Выяснили, что на нескольких языках (например, чешском) это слово значит то же, что и на русском. И ни в одном из языков не обнаружили негативного значения. В переводе с немецкого созвучное nival значит «снежный», по французски niveau – «горизонт».
07
Итальянское вдохновение
Семушкин не скрывал, что в работе над «Нивой» он ориентировался на облик FIAT-127 (первое поколение выпускалось с 1971 по 1976 годы). По его словам, скульптурный рельеф передка итальянской модели подсказал ключ пластического решения «Нивы». Да и в три четверти машины, в общем-то, похожи, хотя «Нива» значительно выше и «квадратнее». А вот вид задней части 127-го Семушкину не понравился, и он делал ее у «Нивы» без оглядки на итальянские машины.
08
Почему именно «Нива»?
Автомобиль создавался для жителей села. Как писал технический директор АВТОВАЗа Марат Фаршатов в «За рулем» накануне начала серийного выпуска автомобиля, «механизатору же, агроному, сельскому врачу уже сегодня крайне нужен такой личный транспорт, которому не страшны грунтовые дороги в любое время. И у него, очевидно, достаточно возможностей, сбережений, чтобы приобрести автомобиль. Вот почему, мне кажется, машина, еще не став на конвейер, встретила столь радушный прием».
09
С легкой руки премьер-министра
Идея автомобиля типа «Нивы» была одобрена на самом «верху» Алексеем Косыгиным, председателем совета министров СССР, поставившим в 1970 году перед ВАЗом задачу создать автомобиль для сельских районов: «Нужен автомобиль, чтобы на нем можно было и ездить по селу, и приехать в город, к примеру, в театр». Вначале тольяттинцы думали просто поставить ВАЗ-2101 на большие колеса, но потом взялись за более амбициозный проект.
10
Деревенские мотивы
Берясь за проект «автомобиля для сельской местности», Валерий Семушкин рассчитывал на свой 17-летний опыт жизни в сибирской деревне. И он, параллельно с выполнением задания на тентованный внедорожник, начал разработку автомобиля с закрытым цельнометаллическим кузовом: «Ведь я вырос в деревне и прекрасно знаю, что такое тентованный автомобиль. Это глаза и уши, полные пыли. И если ты едешь за другой машиной, надо остановиться и ждать, пока пыль не уляжется». .
11
Дельный совет
Отличный совет дал Семушкину инженер-конструктор Юрий Пашин. Увидев в Центре стиля один из первых макетов автомобиля повышенной проходимости, он произнес: «Слушай, ты сделай такой автомобиль, чтобы, когда какой-нибудь деревенский мужичок подъезжал к своему дому, то жена выбегала бы быстренько открывать ворота…» По словам Семушкина, совет был несколько абстрактным, но в то же время – абсолютно понятным, очень образным и художественным.
12
А «Тайга» не прижилась
В 1993 году АВТОВАЗ готовился к выпуску модернизированной «Нивы» – с опущенной до бампера дверью багажного отсека, измененным салоном, двигателем 1,7 и пятиступенчатой коробкой передач. Автомобилю пытались поменять имя – на «Тайга». Но это название не прижилось, все продолжали называть машину «Нивой».
13
Знакомые все лица!
Кстати, дизайн модернизированной «Нивы» ВАЗ-21213 разрабатывал в конце 80-х – начале 90-х все тот же Валерий Семушкин, автор облика первой «Нивы», а руководил проектом Валерий Доманский, автор амфибии «Река» на базе «Нивы».
14
75 тысяч в год
Запланированный объем производства «Нивы» ВАЗ-2121 в 80-е годы – 50 000 в год. В 90-е автозавод выпускал до 75 000 «Нив» ВАЗ-21213 в год. На эту машину делали ставку, так как классические «Жигули» считались уже бесперспективными, а «Ниву» можно было постоянно модернизировать. В итоге так и произошло: недаром глубоко модернизированная «Нива» выпускается до сих пор – под названием Legend.
15
Чебурашкин друг
Прототипы нового автомобиля - ВАЗ-Э2121 – заводчане прозвали «крокодилами». Один из них был зеленым (второй – белым), оба здорово ползали, были с «зубастыми» решетками радиаторов. К тому же тогда завод работал над экспериментальной малолитражкой Э1101, прозванной «Чебурашкой».
16
Только несущий!
Долгое время велась жаркая полемика на тему, может ли внедорожник (по терминологии тех лет – полноприводник) быть цельноштампованным несущим. Прусов и другие конструкторы были в этом уверены: И «крокодил» был безрамным, и американские джипы, и наши послевоенные полноприводники «Победа» М-72 и «Москвич-410»...
17
Привод? Любой! Но нет…
«Изюминкой» Э2121 была схема раздаточной коробки. Рычаг переключения имел 5 позиций:
  • включен только передний мост;
  • включен только задний мост;
  • включены оба моста (с жесткой связью между ними);
  • включены оба моста жестко на понижающей передаче;
  • нейтраль.
Но от такой схемы пришлось отказаться из-за необходимости унификации агрегатов, оптимизации производства. Так что «Ниве» оставили только постоянный полный привод.
18
Впереди планеты
Постоянный полный привод с симметричным межосевым дифференциалом на автомобилях такого класса ранее не применялся, хотя использовался на более тяжелых машинах – к примеру, на британских. У такого решения было определенное преимущество: передний привод не нужно было подключать муфтами на ступицах, что было как минимум неудобно в глубокой грязи. Автомобиль постоянно готов к преодолению препятствий.

Принципиально такая схема трансмиссии сходна с той, что применяют на легковых автомобилях некоторые зарубежные автокомпании. Но все они пришли к этому решению значительно позже тольяттинцев (и, возможно, с оглядкой на «Ниву»).

19
Изобретение тормозов
Отечественных автомобилей повышенной проходимости с дисковыми тормозами в то время не существовало, даже на «крокодилах» тормоза были барабанными. Но во время испытаний они показали себя недостаточно эффективными. Поэтому конструкторам пришлось заново изобретать тормоза для «Нивы» на основе схемы Bendix, с плавающей скобой, использованием деталей от ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 и постоянным задействованием переднего контура. На конструкцию было получено авторское свидетельство, и авторы получили очень хорошие деньги – по 750 рублей.

20
Полный ресурс на испытаниях
Опытный образец Э2121 во время испытаний за год с небольшим пробежал в общей сложности 50 000 км. Каждый вид дорог, и бездорожье, имеет коэффициент «тяжести», так что этот пробег в пересчете составил полный ресурс автомобиля (100 000 км применительно к дорогам первой категории). Позже в «За рулем» неоднократно указывали, что ресурс «Нивы» - 100 000 км. Впрочем, уже в середине 80-х стало понятно, что это формальность: машина намного долговечнее.
21
Запаска под капотом
Размещение запасного колеса под капотом – решение Семушкина. Идея была подсказана Fiat-127, у которого запаска также была под капотом. А заданная габаритная длина автомобиля – три с половиной метра – не позволяла разместить запасное колесо ни в багажнике, ни под его полом. На полногабаритном макете Семушкин положил колесо под капот и сделал его разъем (капота) сбоку, а не сверху, чтобы запаску было легче вынимать и укладывать.
22
Горим, не горим?
Главным противником размещения запаски под капотом был главный испытатель проекта «Нива» Котляров. Он утверждал, что запаска там непременно сгорит. Но Прусов снабдил Семушкина «убойным» аргументом: летом при движении по асфальтовым дорогам колеса нагреваются до 130°С, а под капотом «Жигулей» (и будущей «Нивы») температура максимум +85°С, так что колесо не сгорит.
23
Хитрый ход
Пришло время технического совета, на котором комиссии были представлены два прототипа – с открытым (тентованным) и закрытым кузовом. Экспертам нужно было выбрать направление дальнейшей работы из этих двух вариантов. Чтобы убедить комиссию в перспективности закрытой «Нивы», главный конструктор Соловьев пошел на хитрость: он закрыл макет открытой машины тентом со словами, что обсуждать тут нечего, и предложил поговорить о второй машине – будущей «Ниве». Прием отлично сработал!
24
Муравей с мальтийским крестом
Чтобы засекретить происхождение прототипов нового автомобиля, вазовским художникам пришлось придумывать для него эмблемы. Спереди, на решетке радиатора, был стилизованный красно-белый мальтийский крест, а сзади его дополняла надпись «Formika» («муравей» по-латыни). А на вопросы любопытных было несколько заготовленных ответов. Дежурной отговоркой было «Самоделка», а самым настырным «по секрету» сообщали, что это, к примеру, «румынский ФИАТ».

Образцы второй серии автомобиля также были засекречены, поэтому для них придумали свой «камуфляж» - на облицовке радиатора крепился небольшой прямоугольник с латинской буквой «F», а по бокам машины в задней части были установлены таблички «free way» (так в США называют автострады).

25
Привет, румыны!
Перед началом производства «Ниву» долго испытывали в автопробегах – в том числе в Узбекской ССР. Петр Прусов отправился на инспекцию. В аэропорту Термеза он случайно услышал, что в этих краях румыны (!) испытывают Fiat, способный ездить по вертикальной стене. А сопровождают их пограничники. Когда Прусов рассказал об этом испытателям, в ответ услышал дружный смех: вазовцы на «Ниве» обгоняли местных по уклонам на обочинах не снижая скорости, а один из них ездил в зеленой фуражке пограничника. Путаница объяснима.
26
Радикулит ради форточек
У опытных автомобилей поворотных форточек в дверях не было, только опускные стекла. В южных пробегах испытателям практически постоянно приходилось ездить с открытыми окнами, по салону гуляли сквозняки. По этой причине и на «Ниве» в серии решили сделать поворотные форточки, как на «Жигулях» - проблемы с вентиляцией больше не было.
27
Тахометр будем ставить?
Среднеазиатские испытания показали, что размещенная снаружи пробка заправочной горловины бензобака порой заляпывалась грязью до такой степени, что за нее при заправке страшно было взяться. Поэтому пробку перенесли в нишу и закрыли лючком, как на «Жигулях». Бездорожье быстро доказало также, что тахометр для джипа – не роскошь (как, к примеру, на моделях 2103 или 2106), а необходимость. Без него на понижающей передаче можно запросто «перекрутить» двигатель со всеми вытекающими последствиями. Тахометр появился раз и навсегда уже на следующей серии образцов.
28
И шины свои
Опытные образцы комплектовались 15-дюймовыми шинами М-51 с «вездеходным» рисунком протектора («косая елка»). Затем, уже в ходе госиспытаний, с Волжского шинного завода подоспела опытная партия 15-дюймовых шин ВлИ-3 с универсальным рисунком, заказанных специально для этого автомобиля. В ходе испытаний выявилось, что из-за высокой боковины шина «складывается» на поворотах. Чтобы не уменьшать дорожный просвет, было решено перейти с 15- на 16-дюймовый обод с сохранением наружного диаметра шины.
29
Новый формат
Чтобы провести испытания и госприемку автомобиля, не имевшего аналогов, госкомиссия приняла беспрецедентное решение смешать в равных пропорциях программы испытаний легковых машин и внедорожников – ведь «Нива» была одновременно и тем, и другим. Таким образом у нас появилась новая программа испытаний подобных машин. А во всех нормативных документах возникла новая категория – «легковой полноприводный автомобиль».
30
Это невозможно!
Во время государственной приемки «Нивы» один из членов комиссии заявил: «Не понимаю, зачем мы здесь вообще собрались?! Машину с таким комплексом качеств создать просто невозможно!» К счастью, остальные члены комиссии оказались не столь категоричными.
31
Опытно-промышленные
Автомобили из второй опытно-промышленной партии были распределены по разным регионам и организациям огромной страны. Опытная эксплуатация проходила под пристальным наблюдением – представители завода регулярно облетали все точки, собирая информацию и разбираясь с дефектами. Был собран ценный материал, обогативший результаты прежних испытаний (реальная эксплуатация всегда вносит коррективы).
32
А за рулем – сам Брежнев!
Перед запуском автомобиля в серийное производство одну из предсерийных машин отправили в Кремль, в ГОН. На завод она вернулась через полтора года, без каких-либо комментариев. Что с ней происходило в это время, неизвестно, но заводчане говорили, что на ней ездил на охоту сам Леонид Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС, страстный охотник.
33
20 минут ужаса
Брежнев был не только охотником, но и автомобилистом. Сегодня говорят, что в его коллекции было то ли 49, то ли 69 автомобилей, и он очень любил сам сесть за руль. Отсюда и широко известный в позднем СССР анекдот «…Но водителем у него Брежнев». Как рассказывал Семушкин, получив автомобиль, Леонид Ильич сел за руль и куда-то укатил минут на двадцать, к ужасу охраны. А вернувшись, одобрительно хлопнул ладонью по крыше и выдал резолюцию – «Делайте автомобиль!».
34
Медведемобиль
В 2008 году генерал милиции Лукьянов, бывший начальник ГАИ СССР, рассказал в интервью Первому каналу телевидения, что дважды лично вручал водительские удостоверения. Первым был Брежнев, а вторым – медведь Степан, выступавший в московском цирке с номером езды на автомобиле. Автомобилем, кстати, был «Ландоле» на базе «Нивы», созданный тольяттинской фирмой «Бронто». «Медведемобиль» и его мохнатый водитель, до сих пор живы и регулярно колесят по арене.
35
Это седан!
В это трудно поверить, но по классификации того времени «Нива» - трехдверный седан! Так было указано в №4 журнала «За рулем» за 1981 год, где в таблице собраны расшифровки всех индексов моделей АВТОВАЗа.
36
Престиж полного привода
Несмотря на то, что «Нива» была одним из самых дорогих отечественных легковых автомобилей (дороже была только «малогабаритная квартира» горьковского автозавода), новый полноприводник пользовался высоким спросом не только среди жителей сельских районов, но и горожан – особенно тех, что вели, по современной терминологии, «активный образ жизни». Наверняка все они читали «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Помните? «Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта».
37
Два десятка модификаций
Даже по самым скромным подсчетам у «Нивы» ВАЗ-2121 было не меньше 22 официальных модификаций, созданных АВТОВАЗом и родственными фирмами. Число тюнинговых вариантов, созданных посторонними компаниями, не поддается подсчету.
38
Мировая слава
Новый автомобиль хорошо приняли не только у нас, но и за рубежом. Было время, когда 80% всех «Нив» отправляли на экспорт. По воспоминаниям Петра Прусова, толчок к росту европейских продаж русской машины дала… погода. Зима 1979 года в Европе выдалась необычайно снежной, и европейцы с оторопью смотрели, как «Нива» проезжала там, где сидели тяжелые джипы. «Лучшей рекламы нельзя и представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее».

Принято считать, что за прошедшие годы АВТОВАЗ продал за рубеж более 700 000 «Нив».
39
Настоящий ралли-кар
Успеху «Нивы» за рубежом способствовали и спортивные достижения модели. Автомобиль участвовал в больших ралли-рейдах с 1979 года. В первом марафоне с участием «Нив» до финиша добралось около трети участников, «Нивы» пришли обе. В 1981 году «Нива» с Жан-Клодом Бривуаном и Андре Делиаром лидировала почти всю гонку, получила пробой радиатора и чуть не сошла с дистанции, но все-таки добралась третьей. На марафоне «Париж-Дакар» 1982 года Жан-Клод Бривуан и Андре Делиар на «Ниве» заняли вторую ступень пьедестала.
40
Где только она не была
15 лет, с 1990 года, обычная «Нива» работала в Антарктиде, на станции Беллинсгаузен, куда ее доставили по просьбе полярников. Сейчас автомобиль находится в вазовском музее. В 1998 году «Нива» поднялась своим ходом до базового лагеря Эвереста, расположенного на высоте 5300 м. Экспедиции с Волжского автомобильного на снегоболотоходах «Марш», созданных на базе «Нив», побывали на Северном полюсе в 1999 и 2000 годах. Тогда же «Нива» взобралась на высоту 5762 метра в Гималаях, на Тибетское плато. Еще одна побывала на Фудзияме.
41
Кстати о Японии
«Нива» стала первым и пока единственным из русских автомобилей, официально продававшихся в Стране восходящего солнца! И это превосходная аттестация для нашего автомобиля.
42
Уходим под воду!
В 2007 году «зарулевец» Андрей Сидоров форсировал на «Ниве» водную преграду, погрузившись на двухметровую глубину. Таким образом, мы воплотили в жизнь киношный трюк – с машиной, которая идет по дну.
43
Звезда отечественного кино
Еще в 1977 году, когда «Ниву» только начали серийно выпускать, был снят 30-минутный фильм ««4х4» с участием «Нивы», который планировали показывать перед киносеансами жителям сел и деревень. А вообще пересчитать даже художественные советские и российские фильмы, в которых «играла» «Нива» (и ее вариации), невозможно.
44
… и зарубежного
Однажды «Ниве» пришлось изображать – ни много ни мало – американский банковский броневик (фильм «Мираж» по детективу Чейза). А из иностранных ее участий можно вспомнить «Робокоп», «Золотой глаз», «И целого мира мало», «Ее звали Никита», «Час пик-3», «Неудержимые-3», «Механик: воскрешение», «Невероятная жизнь Уолтера Митти» (в этом фильме машине досталась главная роль).
45
Около 2,5 миллионов!
С 1977 года АВТОВАЗом было выпущено около 2,5 миллионов «Нив» разных модификаций.
Партнерский материал