Москвич‑2140: что он взял от 412-го?

Эксперт «За рулем» — о том, как появился последний в истории АЗЛК заднеприводный автомобиль.

С 1967 года, когда начали выпуск Москвича‑412, и до середины 1970‑х на АЗЛК сделали целую серию интересных прототипов просторнее и мощнее базовой модели.

Но переход в иной класс так и не случился.

Удалось лишь модернизировать серийный автомобиль. Ведь при всех достоинствах 412‑го недостатков у него, по меркам середины семидесятых годов, был уже целый букет.

Габариты автомобиля почти не изменились, но дизайн заметно переработали. Прямоугольные фары сохранили, но решетка радиатора по моде тех лет стала черной, поставили иные бамперы. Москвич‑2140 получил и новые, утопленные ручки дверей – более безопасные.
Москвич‑2140 явно не претендовал на звание новой модели и являлся глубокой модернизацией предыдущей. База 2400 мм осталась прежней, как и в целом шасси. Сохранили переднюю независимую подвеску на поперечных рычагах и явно устаревшую заднюю рессорную. Пружинную подвеску, которую уже несколько лет испытывали на прототипах, в серию так и не пустили. Ее поставили лишь на несколько опытных машин.
Очень важное отличие Москвича‑2140 от предшественника – система вентиляции. Массивные черные решетки на задних крыльях автомобиля не красили, зато от задней полки к ним проложили воздуховоды, которые заметно улучшили циркуляцию воздуха.
Дизайн унифицированного кузова Москвичей‑408 и 412, созданный еще в первой половине 1960‑х, для тех лет был очень передовым. В 1970 году, сохранив кузов с характерным «клювом» капота, стилистику немного освежили. В частности, поставили прямоугольные фары, а сзади – горизонтальные фонари.

ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ

Вставший на конвейер в 1976 году Москвич‑2140 оказался, конечно, не тем автомобилем, о котором мечтали конструкторы и дизайнеры. Утерянных к середине 1970‑х экспортных позиций Москвича эта модель принципиально улучшить тоже не могла. Даже более поздняя люксовая версия Москвич‑2140-117 (он же Москвич‑1.5 SL) прорывом за рубежом не стала.

Однако для неизбалованных советских потребителей Москвич‑2140 стал шагом вперед. Казалось, эта модель – некий переход к совсем новым машинам, прощание с концепцией Москвича, заложенной в первой половине 1960‑х годов. Но прощание растянулось более чем на десятилетие. Первые товарные переднеприводные Москвичи‑2141 появились в 1986 году, а последние Москвичи‑2140 собрали в 1988‑м, почти через четверть века после дебюта Москвича-408.

Подпишитесь на «За рулем» в