Проверили стойки для Hyundai и Kia: 6 из 10 — полный отстой!
Часто уже при пробеге 20–30 тысяч км в подвеске раздается стук при проезде неровности одним колесом. В то же время при перпендикулярном пересечении лежачего полицейского всё тихо. Если так и происходит, почти наверняка стучат стойки стабилизатора.
Стойки стабилизатора поперечной устойчивости, они же «косточки», – важные элементы подвески автомобиля. Они обеспечивают поперечную устойчивость кузова, создавая связь между колесами одной оси. Тем самым стабилизатор как бы конфликтует с независимостью подвески — это и нагружает «косточки».
Для уточнения диагноза можно отсоединить один из шарниров, подвязать «косточку» и прокатиться. Стук прошел – точно надо менять. Лучше сразу обе стойки.
Что и как испытывали
Для экспертизы мы взяли стойки 10 брендов, предназначенные для большинства автомобилей Hyundai и Kia. Это Solaris и Creta, Rio и Ceed, i30 и Elantra. Ценовой диапазон «косточек» на начало апреля составлял от 1000 до 2000 рублей, а приобретали детали в одном из крупнейших интернет-магазинов.
За основу методики испытаний взяли ГОСТ Р 53835-2010 «Автомобильные транспортные средства. Элементы рулевого привода и направляющего аппарата подвески. Технические требования и методы испытаний». Испытания на механическую прочность провели при закреплении шаровых пальцев за их резьбовую часть с последующим растяжением разрывной машиной Р20. Твердость пальцев по методу Роквелла оценили на твердомере ТР‑5006‑М.
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор лыски на пальце Пыльники хорошие, чего нельзя сказать о металле: палец развалился одним из первых. Его твердость очень мала. Коррозионная стойкость очень низкая: на резьбе сплошная ржавчина. Покупать нельзя! |
Заглушки шарнира пластмассовые Наличие гаек + Фиксатор шестигранник на пальце Единственное изделие с нормальной закалкой шара – поверхностная твердость 60 HRC. Но этот же шар и самый маленький в нашей выборке: 19 мм. Не потому ли он довольно рано покинул рабочее место – при усилии всего 1360 кг? Коррозионная стойкость – одна из лучших в тесте. Можно покупать. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор внутренний шестигранник Предусмотрена защита пыльника в виде пластмассовых колпачков. Упаковка – пакетик. Усилие разрыва – одно из самых высоких в тесте. Пыльники мороза не боятся. Твердость шара невелика – 31 HRC, но на общем фоне – одно из лучших изделий в тесте. Можно покупать. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор внутренний шестигранник Чемпион по усилию разрыва: 2080 кг. Пыльники тоже чемпионские: не испугались мороза в –50 °C. А вот термическая закалка средняя – всего 30 HRC. И уж совсем расстроила бракованная гайка, не желающая наворачиваться на резьбу. А очень низкая коррозионная стойкость усилила негативное впечатление. Не советуем. |
Заглушки шарнира пластмассовые Наличие гаек - Фиксатор лыски на пальце При усилии в 1816 кг палец сломался по резьбе. Пыльник разлетелся на кусочки при –50 °C. Но самое поразительное, что шаровой палец вообще не знаком с закалкой: твердость ниже предела измерения прибора! Коррозионная стойкость – одна из лучших в тесте. Очень странное изделие. Подделка? В любом случае, покупать нельзя! |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор лыски на пальце Усилие разрыва среднее: палец сломался по резьбе. Диаметр шара – 22 мм: самый большой в выборке. Твердость – 30 HRC. Пыльник раскололся на 50‑градусном морозе. В целом – удовлетворительно. Но лучше купить более качественные стойки. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор Torx Испытания не задались по всем позициям. Усилие вырыва – небольшое: палец сломался по резьбе. Пыльник на морозе рассыпался первым уже при –40 °C. Твердость – всего 29 HRC. Зато коррозионная стойкость – одна из лучших в тесте. Покупать нельзя! |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор лыски на пальце Все параметры средние: палец сломался по резьбе при усилии 1696 кг, пыльник раскололся при –50 °C, а твердость – всего 26,5 HRC. Не советуем. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек - Фиксатор лыски на пальце Упаковки нет. Усилие разрыва одно из самых высоких в тесте, пыльники – морозостойкие. Обидно, что металл при этом «мягкий» – всего 28 HRC. Можно покупать, если нельзя найти что-то получше. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор лыски на пальце Металл некрашеный. Упаковки нет. Античемпион по вырыву: палец выскочил уже при 1064 кг. Пыльники хорошие, а вот шарик – «пластилиновый». Коррозионная стойкость – хуже не бывает: сплошная ржавчина на резьбе, корпусе и перемычке. Кроме того, сильная коррозия фиксаторов пыльника. Изначально криво заправлен фиксатор пыльника, из-за этого пыльник с одной стороны не прилегает к пальцу. Второй пыльник стойки проткнут острым краем фиксатора. Покупать нельзя! |
ИТОГИ
Результаты не порадовали. Похоже, все производители руководствовались какими-то собственными соображениями касательно требуемых характеристик «косточек». В частности, разброс по усилию вырыва шаровых пальцев оказался двойным.
А замеры их твердости показали, что только у стойки стабилизатора марки СTR шар имеет поверхностную твердость 60 HRC, в то время как у остальных торговых марок шаровые пальцы как будто вообще не имеют термообработки – их поверхностная твердость составила менее 30 HRC, что никуда не годится!
И уж совсем удивили стойки, купленные нами под видом оригинальных деталей Hyundai. Твердомер утонул, как в пластилине, – это как?
Пыльники после суточной выдержки при температуре –40 °C повели себя достойно: при ударном сжатии раскололся на кусочки только Marshall. Ради интереса температуру понизили до –50 °C. После этого работоспособность сохранили всего пять экземпляров.
На наш взгляд, ни одно изделие не заслуживает полного одобрения. Лучше других выглядели стойки CTR, а также, с большой натяжкой, Flo. Но вообще получается, что без экспертизы 8 из 10 деталей и покупать нельзя!
И всё это – еще до проблем с поставкой запчастей. Что же будет, когда начнется «параллельный импорт»?
Результаты испытаний стоек стабилизаторов поперечной устойчивости
| Усилие разрыва, кгс | Заморозка пыльника при –40 °С | Заморозка пыльника при –50 °С | Твердость шара по Роквеллу, HRС | Диаметр шара, примечание |
AMD | 1592 | сохранил целостность | сохранил целостность | <20 | 20 мм, сломался по резьбе |
CTR | 1360 | сохранил целостность | сохранил целостность | 60 | 19 мм, выдернуло палец |
Flo | 1944 | сохранил целостность | сохранил целостность | 31 | 20 мм, сломался по резьбе и сорвало резьбу |
GMB | 2080 | сохранил целостность | сохранил целостность | 31,5 | 20 мм, брак гайки (не накручивается) |
Hyundai | 1816 | сохранил целостность | разлетелся на осколки | <20 | 20 мм, сломался по резьбе |
Just Drive | 1844 | сохранил целостность | раскололся | 30 | 22 мм, сломался по резьбе |
Marshall | 1496 | раскололся | – | 29 | 20 мм, сломался по резьбе |
Nipparts | 1696 | сохранил целостность | раскололся | 26,5 | 20 мм, сломался по резьбе |
Quartz | 1928 | сохранил целостность | сохранил целостность | 28 | 20 мм, сломался по резьбе |
Riginal | 1064 | сохранил целостность | сохранил целостность | <20 | 20 мм, выдернуло палец |
Бескостная подвеска
На таких машинах, как Nissan Almera Classic, Skoda Felicia в простых комплектациях, а также советской Таврии и на отдельных Логанах первого поколения стабилизатора поперечной устойчивости просто не было.
Комментарий специалиста
Среди прочих обратил внимание на стойку стабилизатора Riginal: ее собрали так, что повредили оба защитных чехла!
Также насторожило, что испытанная нами под видом оригинала деталь Hyundai имела существенные замечания: поверхностную твердость шара алмазным наконечником измерить не удалось, а пыльник рассыпался после заморозки. Есть сомнения в оригинальности изделия.
- Реанимация кондиционера своими силами: подробная инструкция «За рулем» тут.
- Мы точно знаем, что нужно автолюбителю, и предлагаем это на лучших условиях. Автоаксессуары «За рулем» — выбор экспертов!
- «За рулем» можно читать и в ВКонтакте.