Возврат бальной системы для нарушителей ПДД - самое время?
Возврат балльной системы для нарушителей ПДД – самое время?
Система накопления штрафных баллов за нарушения правил дорожного движения эффективна – это подтвердил опыт СССР.
По данным Всемирной организации здравоохранения ущерб от дорожно-транспортных происшествий для большинства стран достигает 3% от ВВП – в том числе и в Российской Федерации.

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов уверен, что пора вводить балльную систему штрафов, чтобы сократить количество нарушений ПДД и число аварий. Правда, без поддержки со стороны государства тут не обойтись.
В чем проблема?
В прошлом году в России зафиксировано 210 000 ДТП. Огромное число! И к каждому из них приводит нарушение одного или нескольких правил дорожного движения. По статистике экспертного центра Probok.net, на каждый зарегистрированный в России автомобиль приходится, в среднем, 2,5 штрафа в год. Это в 4 раза больше, чем в Европе.

Проблема в том, что некоторые водители считают себя полностью искупившими вину после оплаты очередного штрафа. Именно на них и направлена идея возродить балльную систему штрафов, но в модифицированном виде.
Что такое балльная система?
Каждое нарушение ПДД оценивается определенным количеством баллов. Если их сумма превышает лимит в течение периода времени (например, года), водитель лишается права управления транспортными средствами.
Один из вариантов такой системы – баллы не суммируются, а отнимаются.
Где действует подобная система?
Во многих странах мира. Так, по информации Европейского совета транспортной безопасности, в 2012 году в 17 из 27 стран Евросоюза уже использовалась система штрафных баллов.

Наиболее показательна в этом плане Испания. Система штрафных баллов за нарушения ПДД там была введена в действие 1 июля 2006 года. И с 2006 по 2013 годы число жертв ДТП сократилось в 2,5 раза. За первые 18 месяцев работы система штрафных баллов способствовала спасению 618 жизней! Работает это так:

  • Каждому водителю присваивается 12 баллов (8 баллов для водителей со стажем менее трех лет и для тех, кто возобновляет вождение после лишения прав).
  • В зависимости от тяжести нарушения, водитель может получить либо только штраф, либо штраф плюс потерю баллов.
  • Если баллов не осталось, то водительская лицензия приостанавливается на 6 месяцев в первый раз и на 12 месяцев в последующие разы.

За 15 лет работы системы 9 866 434 водителя лишились всех своих баллов хотя бы один раз. При этом 289 825 водителей (2,94%) были лишены прав за нулевой балл. Из них 19 328 дважды, 1 681 трижды, 117 – четырежды и более.
За какие нарушения ПДД предусмотрены баллы в Испании?
1
Выезд на встречную полосу
6 баллов
2
Нарушение приоритета пешеходов и велосипедистов
4 балла
3
Нарушение правил обгона
4 балла
4
Проезд без остановки на знак «STOP» или красный сигнал светофора
4 балла
5
Использование мобильных устройств при управлении
3 балла
6
Езда без ремня безопасности, детских удерживающих устройств или защитного шлема
3 балла
7
Превышение скорости
от 2 до 6 баллов
8
Вождение без «прав»
наказывается тюремным сроком от трех до шести месяцев, либо тремя месяцами общественных работ
Балльная система стала заметным сдерживающим фактором даже для темпераментных испанских водителей. Что уж говорить о более дисциплинированных северянах. Дополнительным стимулом не нарушать является также и цена страховки, которая выше для лихачей и заметно дешевле для аккуратных водителей.
А что у нас?
В советское время балльная система доказала свою эффективность. Возрастные водители отлично помнят, как тогда боялись «просечек» в талонах правонарушений. Подобные талоны применялись у нас и в 80–90-е годы. Увы, система себя дискредитировала из-за коррумпированности автоинспекции.

В Российской Федерации на настоящий момент единственной предупредительной мерой для многих нарушений правил дорожного движения является денежный штраф. Многие нарушители этим злоупотребляют – особенно те, кто не стеснен в финансах. Их, а также тех, кто нарушает невольно, но часто, существующая система никак не стимулирует корректировать поведение на дороге.
Кто поддерживает идею?
Впервые после отмены на высоком уровне о балльной системе вспомнили в 2013 году. Тогда Госдума приняла в первом чтении законопроект депутата Вячеслава Лысакова о введении балльной системы. Проект предусматривал лишение прав на год, если водитель наберет за год 200 баллов. Похожий законопроект обсуждался и в 2016 году.

В 2021 году Министерство юстиции включило в проект нового Процессуального кодекса об административных правонарушениях ужесточение наказания за повторяющиеся нарушения ПДД. По этому проекту систематические нарушения (три и более раза в течение одного года) должны наказываться лишением права управления транспортным средством от года до полутора лет. К грубым нарушениям ПДД относят превышение скорости более чем на 40 км/ч, выезд на встречную полосу или непредоставление преимущества пешеходу…

Однако этих мер явно недостаточно. Даже «мелкие» нарушения типа превышения скорости на 20-40 км/ч несут большую опасность – особенно в населенных пунктах. А они сейчас наказываются штрафом в 500 рублей, который к тому же можно оплачивать с 50-процентной «скидкой». 1 000 рублей – штраф за непристегнутый ремень или остановку на автомагистрали, 1 500 рублей – использование телефона за рулем или езду по обочине… У большинства водителей уже сформировалась в сознании тарифная сетка, по которой то или иное нарушение стоит столько-то и столько-то.
Кто поддерживает идею?
Впервые после отмены на высоком уровне о балльной системе вспомнили в 2013 году. Тогда Госдума приняла в первом чтении законопроект депутата Вячеслава Лысакова о введении балльной системы. Проект предусматривал лишение прав на год, если водитель наберет за год 200 баллов. Похожий законопроект обсуждался и в 2016 году.

В 2021 году Министерство юстиции включило в проект нового Процессуального кодекса об административных правонарушениях ужесточение наказания за повторяющиеся нарушения ПДД. По этому проекту систематические нарушения (три и более раза в течение одного года) должны наказываться лишением права управления транспортным средством от года до полутора лет. К грубым нарушениям ПДД относят превышение скорости более чем на 40 км/ч, выезд на встречную полосу или непредоставление преимущества пешеходу…

Однако этих мер явно недостаточно. Даже «мелкие» нарушения типа превышения скорости на 20-40 км/ч несут большую опасность – особенно в населенных пунктах. А они сейчас наказываются штрафом в 500 рублей, который к тому же можно оплачивать с 50-процентной «скидкой». 1 000 рублей – штраф за непристегнутый ремень или остановку на автомагистрали, 1 500 рублей – использование телефона за рулем или езду по обочине… У большинства водителей уже сформировалась в сознании тарифная сетка, по которой то или иное нарушение стоит столько-то и столько-то.
Как это исправить?
Автор проекта «20 идей по развитию России» предлагает разработать и внедрить систему штрафных баллов за нарушение правил дорожного движения. За основу можно взять системы, действующие в Испании, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Канаде, Австралии, других странах, где подобные системы успешно действуют уже больше полутора десятилетий. Разумеется, мы должны учитывать наши социально-культурные особенности.
Предлагается следующая схема:
Помимо предупреждений и штрафов, предусмотренных КоАП РФ, каждому нарушению ПДД, за которое не лишают прав, присвоить штрафной балл от 1 до 8 в зависимости от степени их влияния на безопасность дорожного движения. Например, нарушение правил пользования звуковыми сигналами и аварийной сигнализацией – 1 балл, проезд на красный свет – 8 баллов.
Если водитель набирает 15 баллов в течение двух лет, лишается права управления транспортным средством сроком на один год. Для начинающего водителя и для тех, кто вновь получает «права» после изъятия – порог 8 баллов.
Для восстановления «прав» обязать водителя проходить обучение и сдавать экзамены.
Если водитель не имеет ни одного нарушения, то за каждый год без нарушения, начиная с третьего года, увеличивать кредит баллов на 1 единицу, но не более 20 в сумме.
Система учета штрафных очков может быть создана на базе существующих правительственных информационных ресурсов и не потребует существенных затрат. Страховые компании получат преимущество в виде дополнительных данных, на основании которых они смогут более точно вычислять стоимость страховки с учетом риска от склонности водителя к нарушениям.
Позиция государства
Идею Дмитрия Давыдова рассмотрели в соответствующих ведомствах. Официальные ответы гласят:

  • Совет Федерации. Ваше обращение, поступившее в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрено. Информация, изложенная в нем, принята к сведению.
  • МВД. Ваша информация с предложениями принята к сведению.
  • Минюст. Сообщаем, что информация, изложенная в обращениях, внимательно изучена и принята к сведению.

Ответы как под копирку похожи на обычную бюрократическую отписку. Причина может быть в том, что поддержка такой инициативы в одном из ведомств требует огромной персональной ответственности. И пока никто из госслужащих не готов ее на себя взять, позиция государства относительно штрафных баллов, как проверенного механизма для сокращения числа нарушений, остается туманной.

Безусловно, эта идея не может быть воплощена в жизнь без государственной поддержки. И отдельной, особенной проработки требуют вопросы антикоррупционного обеспечения системы.

Позиция государства
Идею Дмитрия Давыдова рассмотрели в соответствующих ведомствах. Официальные ответы гласят:

  • Совет Федерации. Ваше обращение, поступившее в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрено. Информация, изложенная в нем, принята к сведению.
  • МВД. Ваша информация с предложениями принята к сведению.
  • Минюст. Сообщаем, что информация, изложенная в обращениях, внимательно изучена и принята к сведению.

Ответы как под копирку похожи на обычную бюрократическую отписку. Причина может быть в том, что поддержка такой инициативы в одном из ведомств требует огромной персональной ответственности. И пока никто из госслужащих не готов ее на себя взять, позиция государства относительно штрафных баллов, как проверенного механизма для сокращения числа нарушений, остается туманной.

Безусловно, эта идея не может быть воплощена в жизнь без государственной поддержки. И отдельной, особенной проработки требуют вопросы антикоррупционного обеспечения системы.