Разбираем по узлам и деталям первый серийный полноприводный грузовик из Горького.
Разработку полноприводных грузовиков ГАЗ начали еще в конце 1930‑х годов. Но в серию машина пошла лишь в 1948‑м. И этот автомобиль сильно отличался от предвоенного. В основе конструкции лежал серийный базовый ГАЗ‑51.
Прямыми аналогами 63‑го были зарубежные грузовики, уже хорошо известные в СССР, – они приходили во время войны по ленд-лизу.
ГАЗ‑63 грузоподъемностью 1500–2000 кг – полноприводная версия ГАЗ‑51. База ГАЗ‑63 такая же, как у ГАЗ‑51, – 3300 мм, колея, фактически, тоже – 1588/1600 мм (у ГАЗ‑51 задняя – 1650 мм). Дорожный просвет ГАЗ‑63 составляет 273 мм – больше, чем у известных в СССР американских аналогов Studebaker US6 и Chevrolet G7170 (у них по 250 мм). Рама ГАЗ‑63 – простая и прочная, в месте установки раздаточной коробки усилена двумя поперечинами. Рама полноприводной версии почти повторяла таковую на ГАЗ‑51. Прочности хватало. Опытные образцы ГАЗ‑63, как и ГАЗ‑51 второго поколения (первые прототипы сделали в 1939 году), которым предстояло встать на конвейер вскоре после Великой Отечественной, изготовили еще в 1943 году. На горьковских прототипах 1943 года использовали кабины от массового американского грузовика Studebaker US6. Своя была еще не готова. Коробки передач ГАЗ‑51 и ГАЗ‑63 – тоже одинаковые, четырехступенчатые без синхронизаторов (6,40/3,09/1,69/1,00). Советская коробка – развитие американской, которую устанавливали на ГАЗ-АА (ММ) – копию Ford АА еще с 1927 года. Задний мост полноприводной версии практически повторял мост ГАЗ‑51. Основное отличие – главная передача: у ГАЗ‑51 – 6,67, у ГАЗ‑63 – 7,6. Двигатели на послевоенных моно- и полноприводных грузовиках ГАЗ – одинаковые. Нижнеклапанный шестицилиндровый мотор рабочим объемом 3,5 л (82×110 мм) со степенью сжатия 6,2 развивал 70 л.с. при 2800 об/мин. В основе агрегата – конструкция Dodge второй половины 1930‑х. Аналогичный, но более поздний мотор, устанавливаемый на хорошо известные в СССР грузопассажирские автомобили Dodge семейства WC, объемом 3,8 л (82,5×117,5 мм), развивал уже 92 л.с. и имел степень сжатия 6,7. Раздаточная коробка ГАЗ‑63 (1,00/1,96) – абсолютно оригинальной конструкции, не повторяющей ни один зарубежный образец. Выпуск ГАЗ‑63 начали в 1948 году. Кабина стала меньше походить на американскую. Особенно сильно изменили крылья с вмонтированными в них фарами. Первые кабины ГАЗ‑51 и ГАЗ‑63 из-за нехватки металла делали деревометаллическими. Серийный ГАЗ‑63 – уже с цельнометаллической кабиной и наружным зеркалом заднего вида. БРАТ‑63
Максимальная унификация с базовым ГАЗ‑51 позволила создать послевоенную полноприводную версию очень быстро и дешево. Именно такой автомобиль был нужен сразу после войны армии и народному хозяйству.
Машина получилась довольно удачной, с прекрасной проходимостью. Правда, из-за узкой колеи и большого дорожного просвета на пересеченной местности ГАЗ‑63 имел склонность к опрокидыванию. Но с этим мирились во имя унификации с базовой машиной.
На основе ГАЗ‑63 делали седельные тягачи, а несколько заводов – и полноприводные автобусы. Всего до 1968 года изготовили 474 464 автомобиля и шасси модели 63. Многие из них живы до сих пор.
- Все подробности об американских родственниках ЗИЛ-130 здесь.
- Ассортимент расходных материалов под ТМ «За рулем» постоянно расширяется — оцените и вы качество наших товаров.
- «За рулем» можно читать и в Телеграм.
Подпишитесь на «За рулем» в